18+

Праздники: 6 января

6 января (24 декабря ст.ст.). Навечерие Рождества Христова.

Празднование навечерия Рождества Христова у славян, как и у других народов, было известно с древнейших времен. К этому дню, называемому Сочельником или Сочевником, в народе приурочивалось множество разнообразных обычаев и поверий, едва ли не больше, чем к самому празднику Рождества Христова.

Фактически, многие из ритуалов Сочельника являлись непосредственной подготовкой к празднику Рождества. Так, например, этим днем заканчивался предшествующий Рождеству пост, первый из четырех годичных постов, установ-лен-ных церковью. Как и другие посты, предрождественский пост характеризовался определенными правилами воздержания от пищи, особенно в последние дни, начиная со 2 января; а 6 января, в Сочельник, предписывалось полное воздержание от пищи вплоть до позднего вечера, до появления первой звезды, знаменующей рождение Божьего Сына.

По окончании же поста все семейства приступали к святой рождественской вечери, которой повсеместно придавалось большое значение: она обставлялась многообразными символическими обрядами, к которым готовились загодя всей семьей и даже всем селом. Эти традиционные ритуалы, как правило, начинались с появлением на небе вечерней зари: поселяне возжигали у образов лампады, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы и произносили различные благопожелания, а также совершали обрядовое возжигание огня, осыпали дом зерном и т.д., пытаясь таким способом обеспечить благополучие и богатство дома и семьи в течение года.

Так, например, у русских Сочельник начинался обычно с того, что перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилал им передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставил необмолоченный сноп ржи и кутью. Солома, сноп и кутья (каша, разведенная медом) имели символическое значение и являлись непременной принадлежностью праздника: они олицетворяли собой плодородие и достаток. Закончив приготовления, вся семья становилась на молитву, а затем начиналась праздничная трапеза, на которой тради-ци-он-но подавались разные ритуальные блюда. При этом важнейшей принадлежностию стола в Сочельник служили кутья и взвар: кутью обычно готовили из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса, а взвар - из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Помимо этого, подавались и другие обрядовые блюда, например, блины или пироги. Вообще, трапеза в Сочельник устраивалась как можно более обильной и разнообразной, так как от нее, по убеждению крестьян, напрямую зависело благополучие семьи в будущем году. Из-за этого обычая подавать на стол богатое угощение, Рождественский Сочельник в народе нередко называли Щедрым вечером или Богатой кутьей, либо Щедрой колядой.

Трапеза в Сочельник по обычаю проходила в благоговейной тишине. Однако и во время этой трапезы, и сразу после нее в каждой семье совершались различные обряды, нередко языческие по своему характеру, направленные по большей части на то, чтобы обеспечить плодородие (как земли, так и скота, и даже людей); в это же время совершались гадания о будущем урожае и пр. Так, например, в русских деревнях принято было во время ужина в Сочельник заставлять ребят лазить под стол и "цыкать" там цыпленком, чтобы хорошо водились куры; а еще в это время опутывали ноги столу, чтобы скот не терялся и не убегал от дома. Во многих местах во время вечерней трапезы гадали об урожае, выдергивая из снопа соломинки; подобными гаданиями занимался, как правило, сам большак, главный в семье (отец или старший сын), который вытаскивал из-под скатерти, посте-ленной поверх соломы, соломинку и по ней гадал об урожае (считалось, что если соломинка будет длинная - будет и богатый урожай на хлеб, а если попалась короткая - надо опасаться хлебного недорода; или "какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков и лен будет"). Старики в Сочельник также традиционно гадали о погоде в последующие дни и о будущем урожае по различным народным приметам, чаще всего - по состоянию природы в это время.

Для стимуляции плодородия в русских деревнях в Сочельник после ужина во дворах разжигали ритуальные костры, так как считалось, от их огня пшеница народится ярая и будет хороший урожай; в это же время деревья в садах обвязывали соломенным "перевяслом", чтобы они хорошо родили. Кроме того, для обеспечения хорошего урожая во многих местах совершали также особый умилостивительный обряд "кормления" разнообразных мифологи-чес-ких персонажей - Мороза, Ветра и пр. Целью такого ритуала являлось предотвращение их прихода в неурочное время (например, явление мороза летом) и задабривание их для того, чтобы они не вредили урожаю, скоту и т.д. Обряд приглашения совершался обычно перед началом ужина: хозяин или старший в доме брал в руки миску с кутьей, набирал кашу в ложку или откладывал часть кутьи на тарелку и шел к окну или к двери, печи, к воротам, на крыльцо или просто высовывался в окно, а затем стучал о забор или стену дома рукой или ложкой, палкой, кочергой, произнося при этом приглашение. Текст приглашения состоял обычно из обращения, часто сопровождаемого протяжными выкриками (например: "Мороз, го-о, мороз!", "Доля, гу-у!" и т.п.), формулы приглашения ("иди сюда", "приходи есть" и т.п.), запретительной формулы и формулы угрозы ("летом не бывай - цепом голову проломлю, метлой очи высеку" и т.п.). В целом приглашение звучало примерно так: "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, а если не идешь, то не иди и на наше жито, пшеницу и всяку пашницу", или: "Мороз, мороз, иди кутью есть, а летом не бывай, а то будем тебя пугою сечь". Приглашение повторялось трижды и произносилось особым образом - громко, во весь голос, или необычно высоким, тонким, как бы "потусторонним" голосом.

У южных славян многие гадания об урожае и обряды, обеспечивающими плодородие, производились при помощи бадняка - ритуального полена, возжигаемого в Сочельник. Из-за этого обычая даже сам праздник навечерия Рождества Христова сербы, хорваты, болгары и пр. называли "бадним днем" (бад?и дан), а само Рождество у них называлось Божи?, Божич (т.е. сын Божий, новорожденный божественный младенец).

Обряды, связанные с бадняком, были, в общем, схожими у всех южных славян. Так, например, у сербов и хорватов домохозяин (домаhин) в Сочельник отправлялся в лес, подыскивал молодой дуб, вырубал из него колоду и привозил ее на свой двор (при этом в Герцеговине для этой перевозки использовали раньше шесть или восемь волов); с сумерками он вносил колоду в избу и, обращаясь к домочадцам, приветствовал их: "Добар вече и честит вам бад?и дан!", а они отвечали: "Дао ти Бог добро срет?и и честити!" или: "И с тобом заедно сречно и честито!". Принесенную колоду обмазывали медом и посыпали зерном, а затем клали в очаг на горячие уголья, чтобы колода начала потихоньку гореть; при этом в некоторых деревнях, кроме большого бадняка, на огнище возлагали еще пять меньших, называемых "баднячица" или "бла-же-на палица". После возжигания бадняка хозяйка устилала пол свежей соломой и разбрасывала по ней орехи, чтобы обеспечить урожай и благополучие в будущем году; затем следовало семейное пиршество, пляски, песни и вообще веселье. На следующий же день, в Рождество, обряды с бадняком продолжались: его ударяли кочергой, чтобы летели искры, произносили над ним благопожелания, осыпали его зерном, поливали вином и т.д. Все эти обряды должны были обеспечить дому процветание, благополучие и счастье; прежние же беды и несчастья, болезни и злые мысли минувшего года должны были, по народному поверью, сгореть в священном огне; по этой причине в некоторых местах принято было всю ночь на Рождество не спать и следить, чтобы горящий бадняк не потух, так как это могло предвещать несчастья в будущем году. При этом по бадняку традиционно гадали о будущем годе, о грядущем урожае и о судьбах домочадцев, а также совершали с ним различные магические действия, например, окуривали его тлеющей головней улья (полагая, что это помогает дружному роению пчел), а потом, когда она гасла, относили ее в сад и ставили на молодые плодовые деревца, чтобы в будущем году было изобилие меда и садовых плодов.

В некоторых местах над бадняком совершался целый сложный комплекс обрядов, опирающихся на представления о необычайной целительной и плодородной силе этого рождественского полена. Так, например, в Черногории в Сочельник каждая семья приготовляла толстое дубовое полено, обвитое лавровыми ветвями; на закате солнца это бревно вносили в избу, посыпали его пшеницей и приговаривали: "Я тебя пшеницею, а ты меня мужскими главами (т.е. одари меня потомством, сыновьями), скотиною, хлебом и всяким счастьем!" и т.п. Затем старший в доме вместе с домочадцами возлагал бревно на очаг и зажигал с обоих концов, а когда оно разгоралось, лил на него вино и масло и бросал в огонь горсть муки и соли (а иногда также горсть зерна, несколько монет и т.д.). Затем он зажигал от священного пламени восковые свечи и лампаду перед иконами и, сотворив молитву о благоденствии своей семьи и всех православных христиан, брал чашу вина, отпивал немного и передавал ее старшему сыну; тот, в свою очередь, передавал ее следующему по старшинству родичу, и так продолжалось до тех пор, пока круговая чаша не обходила всех мужчин и женщин в семье. При этом каждый, приняв в руки чашу, прежде, чем отпить из нее, плескал вином на бадняк со словами: "Будь здрав, бадняче-веселяче, с великом и добром сречом у кучу улега!" По окончании этого обряда мужчины делали несколько залпов из ружей, а затем все приступали к вечерней трапезе, причем стол для этой трапезы непременно устилался соломой и посередине стола клались один на другом три хлеба, а верхний хлеб украшался лавровой веткой с апельсином или яблоком. Бадняк же оставался в печи и тлел там до самого Нового года; и все это время все праздничные яства не снимались со стола, чтобы хозяева в любое время могли угостить желанных гостей - друзей, знакомых или просто странников, зашедших в дом. Всякий гость, входя на рождественские святки в избу, подвигал бадняк к задней стороне печи и, как только начинали сыпаться искры, высказывал доброе пожелание: "Да будет у хозяина столько же детей, коров, овец и денег, сколько выпало искр!"

Схожими же обрядами с бадняком сопровождался канун Рождества и у болгар. Вечером глава семейства, его жена и дети выходили на двор с зажженными лучинами в руках и отправлялись к месту, отведенному для рубки дров, где и выбирали бадняк - толстое, длинное и сырое дубовое полено; выбрав его, хозяин снимал шапку и с благоговением произносил: "Помози, Боже и ти Коледо, да поживеем и до друга година!" Потом, взвалив дубовое полено на плечо, он в сопровождении всех домочадцев возвращался в избу, клал бадняк в печь и разводил огонь; приступая к очагу, он провозглашал молитву и обращался ко всем присутствующим со словами: "Христос са роди!", а домочадцы отвечали ему: "Истинно са роди!" и целовались друг с другом. Возожженное накануне Рождества полено-бадняк должно было медленно и постоянно гореть в течение всех святок до самого Крещения. В некоторых деревнях Болгарии принято было в Сочельник тушить все огни во всех домах, а затем вытирать из сухого дерева новый, "живой" огонь - "святой (божий) огнец", которым и возжигали все поленья-бадняки. Когда бадняк разгорался, хозяин дома поднимал его несколько раз ударял им со словами: "За плод и здраве!"; при этом искры, посыпавшиеся от первого удара, символизировали приплод лошадей, искры от второго и третьего ударов - приплод коров, овец и т.д. После этого обряда хозяева пекли на разведенном в печи огне пресный хлеб с золотой или серебряной монетой внутри, называемый "боговица"; разбрасывали по полу солому, грецкие орехи и пшеницу, а затем накрывали на стол для праздничной трапезы, причем непременно подавали вино, мед и разные плоды - яблоки, сливы, сухие персики, изюм, виноград, стручки и орехи. Как только стол уставили яствами и напитками, глава семейства брал кадильницу, читал молитву и кадил по избе ладаном; после этого домочадцы садились за стол и принимались за ужин, причем откладывали часть меда и фруктов в особую миску и ставили ее под образа, а потом сберегали эту отложенную за трапезой еду на случай какой-либо болезни, почитая ее самым лучшим лекарством. После ужина набожные люди не укладывались спать, а оставались бодрствовать возле очага, следя, чтобы священное пламя бадняка ненароком не погасло, открывая путь несчастьям и болезням.

Вообще, запрет спать в Сочельник был весьма распространен у всех славян. Например, во многих русских селах запрещалось в ночь под Рождество спать всем взрослым членам семьи, так как считалось, что тот, кто заснет в эту ночь, "проспит царствие небесное". В Закарпатье в эту ночь должен был бодрствовать хотя бы один из членов семьи, иначе "могло би нечисте дiстатися до хати i тодi цiлий рiк у хатi були би хороби та нещастя". Утром же на Рождество, считали повсеместно крестьяне, следует вставать нужно как можно раньше, чтобы не повредить урожаю зерновых и не быть сонливым за работой.

Ритуал бдения в ночь на Рождество в народной традиции тесно смыкался с колядованием и народными гуляниями, совершаемыми в это время. Обычай колядовать в рождественский Сочельник был известен повсеместно; состояла же коляда в том, что парни, девушки и мальчики или вообще ребятишки, нередко ряженые, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели, а иногда даже устраивали небольшие представления под окошками или в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполняться в честь праздника Рождества Христова, могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частушки, прибаутки и т.п.). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны были непременно одарить колядующих деньгами, едой и т.д., причем считалось, что от этих подарков зависит благополучие всех домочадцев (так, например, скупым хозяевам, отказавшимся одарить колядующих, по народному убеждению, в будущем году грозил неурожай и раззорение).

Колядующих в домах встречали обычно очень радушно; но при этом особым почетом окружались так называемые славельщики - особые группки колядующих, в ночь под Рождество или в самый день Рождества ходившие по дворам и славившие Христа. "Со славой" по чужим дворам ходили обычно ребятишки, которые носили с собой вертепы или звезду, пели тропари и кондаки празднику, а в конце вставляли "присказки" типа: "Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трем царям путь показала - три царя приходили, Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали". Таких христославов во всех домах принимали очень ласково и радушно; младшего из них обычно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (считалось, что от этого наседки станут сидеть спокойно на гнездах и будут выводить больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пшеничными пирогами, блинами, баранками и прочими подарками. В некоторых местах "со славой" ходили не только ребятишки, но и молодежь, которая потом на вырученные таким образом деньги нанимала избу для посиделок, на которые, кроме девушек и парней, ходили и молодухи, и вдовушки, и солдатки, и даже дети и пожилые люди.

Помимо колядования и хождения "со славой", в Сочельник также традиционно зани-ма-лись гаданиями о судьбе и браке. Гадания эти были самыми разными. Например, в русских деревнях в Сочельник девушки мели мусор из углов к столу, под покуть, к печи, от двери к середине, а затем, собрав мусор и вынеся его на перекресток или к мусорной куче (места наиболее частого появления нечистой силы), гадали с его помощью о суженом. В Сибири перед Рождеством специально заметали мусор в углы, чтобы он там "переночевал", а наутро выносили сор на перекресток и, стоя на мусоре, спрашивали имя у первого встречного, узнавая таким образом имя своего суженого. Широко распространено было такое гадание: в Сочельник, после заката солнца, девушки нагими выходили на улицу и там пололи снег, кидали его через плечо и затем слушали - в какой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут. Нередко прибегали и к такому способу: гадающая вечером или ночью выбегала из дома и, стоя у калитки, спрашивала у первого проходящего мимо мужчины его имя, полагая, что ее жених будет иметь то же самое имя и "ту же красоту", что и встреченный прохожий. Повсеместно у славян был также распространен обычай подслу-ши-вания, который заключался в том, что гадающие девушки тайком ходили под чужие окна или двери и по услышанным словам и обрывкам разговоров судили о судьбе: приятная или скучная будет жизнь, ласковый или сердитый муж, старый или молодой жених и т.д. Иногда слушать ходили к хлеву, полагая, что в полночь под Рождество животные обретают человеческий голос, и по их разговорам можно узнать будущее. Наиболее же смелые девушки ходили слушать к церковным дверям, полагая, что в этом случае можно в полночь услышать в пустой церкви пение, и по тому, каким оно будет (радостным венчальным или погре-баль-ным), определить свою судьбу, узнать, суждено ли в этот год выйти замуж или умереть.

Обычай гадать в рождественский Сочельник был, очевидно, связан с представлением о том, что в это время активизируется разного рода нечистая сила. Русские крестьяне говорили, что начиная с Сочельника (или с Нового года - из-за сдвига календаря) и вплоть до самого кануна Богоявления, нечистые духи беспрепятствен-но "устраивают пакости православному люду и потешаются над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом"; при этом нередко счита-лось, что происходит все это оттого, что Бог, радуясь рождению Сына, на Рождество отмыкает все двери и выпускает обитателей "того" света гулять по земле; поэтому души предков и нечистые духи в период святок покидают потусторонний мир и появляются между живыми людьми. Например, во многих местах считалось, что именно в Сочельник появляются некоторые сезонные демоны, которые потом остаются на земле в течение всех святок; а кроме них, среди людей крутятся и творят свои недобрые дела черти, бесы и пр.

С этими поверьями о близости разной нечистой силы, а также с представлениями о святости рождественского периода, были связаны многочисленные правила и запреты, соблюдавшиеся всеми славянами в Сочельник и последующие праздники. Например, в это время большим грехом считались половые сношения, и даже рождение ребенка считалось крайне нежелательным, так как крестьяне верили, что дети, зачатые накануне большого праздника, могут стать колдунами, а дети, родившиеся в праздник, всю жизнь будут неудачниками (так, по некоторым поверьям, ребенок, родившийся в Сочельник, будет несчастным, а родившийся на Рождество - еще несчастнее). Считалось также, что охотиться от Рождества до Крещения на зверей и птиц - грех; с охотником же, нарушившим этот запрет, может случится несчастье (например, он заблудится на охоте, его разорвет дикий зверь, заставит плутать нечистая сила и т.д.). Грехом считалась и любая работа в Сочельник и на святки, особенно с наступлением темноты; нарушение же запрета на работу в это время грозило наказанием свыше - градом, неурожаем, болезнями и пр., а также кознями нечистых духов.

© Наталья Шапарова