18+

Праздники: 29 января

29 января (16 января ст.ст.). Петр-Полукорм, Ненилин день (Ненила-Леносейка); день поклонения веригам ап. Петра, а также день памяти мученицы Леониллы.

Согласно легенде, когда апостол Петр по велению Ирода был заключен в темницу за проповедь о Христе, его сковали двумя железными цепями (веригами); но ночью накануне суда Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесным образом вывел его из темницы. Христиане, услышав о чуде, взяли эти цепи и хранили их как драгоценность. С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выно-сили 16 января ст.ст. на покло-не-ние народу.

В народе день поклонения "честным веригам" был одним из сельскохозяйственных сроков. Богобоязненные люди в этот день непременно заказывали молебны апостолу Петру, полагая, что это обеспечивает урожайный год. При этом крестьяне называли апостола Петра "полукормом", так как с этого времени, по замечанию скотоводов, домашний скот остается держать на зимнем корму еще половину зимы до наступления весны; отсюда и возникла поговорка: "на Петра-Полукорма вышла половина корма". Хозяева в этот день традиционно осматривали свои запасы, замечая, сколько стравлено скотине корму и сколько его останется до весны; если корма оставалось меньше половины, то норму пользования им старались сократить, чтобы хватило на остаток зимы. Крестьяне при этом говорили, что если на Петра-Полукорма осталось больше половины корма, то летом будут богатые травы, много корму для скота. В некоторых местах 16 января осматривали не только корма для скота, но и запасы жита в амбарах, также полагая, что если обнаружится излишек - это к добру, к достатку и хорошему урожаю.

Про день поклонения веригам ап. Петра малороссы замечали: "На Петра вериги, трутся крыги (льдины)", имея в виду, что с этого времени лед начинает истоньчаться и ломаться. А в Псковской губернии, обильной льном, говорили: "Коль есть метла да костра (т.е. метлина и костри-ка), то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец".

У сербов праздник поклонения честным веригам назывался "Вериж?аци" и соотносился с одним из "волчьих дней". В этот день для защиты от волков избегали работ, связанных с прядением и ткачеством, а также с колющими и режущими предметами; кроме того, нередко прятали все, что хотя бы отдаленно напоминало волчьи зубы (например, ножницы, гребни и пр.). В некоторых местах в этот день "замыкали" очаг: с целью оградить скот от волков на него вешали цепи, а к цепям подвешивали камни по количеству животных в хозяйстве или ключ (иногда - со словами: "да му заключат уста").

© Наталья Шапарова