18+

Праздники: 10 февраля

10 февраля (28 января ст.ст.). Ефрем (Ефим) Сирин; день памяти преподобного Ефрема Сирина, учителя покаяния.

Преподобный Ефрем Сирин весьма почитался восточными славянами, и особенно рус-скими. Его называли учителем покаяния, так как, по легенде, св. Ефрему от Бога был дан дар учительства, множество людей приходило слушать его наставления, а язычники, слушая его проповеди, обращались в христианство. Большой популярностью в народе пользовалось "Слово" св. Ефрема Сирина "На пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихрис-тово" - одно из сочинений религиозного содержания, оказавших наибольшее влия-ние на народные представления об антихристе .

У русских крестьян праздник св. Ефрема был тесно связан с представлениями о домо-вом - добром духе дома. Крестьяне полагали, что свой домовой бывает в каждой избе: он по-могает всети хозяйство, присматривает за скотом, дарует семье достаток и удачу. Однако при этом считалось, что если домовой "не залюбит" хозяев, то будет всячески вредить им: гонять и мучить скот, устраивать в доме разгром, беспокоить детей, раскидывать вещи, давить по ночам хозяев и т.д. Былички описывают даже случаи, когда домовой совсем выживал хозяев из избы, вынуждал всю семью переехать, а то и душил неугодившего хозяина насмерть. По народному убеждению, если уж домовой начиет "проказить" покоя в доме не будет. Поэтому его старались загодя задобрить, обеспечить его доброе расположение ко всем домочадцам, и с этой целью в определенные дни устраивали особые "праздники домового", когда ему при-носили различные жертвы - пищу, специально изготовленные вещи и т.п. Так, согласно рус-скому поверью, в Ефремов день домовой (дворовой) "глумится" во дворах, и особенно доса-ж-дает тем, кто в течение года плохо вел хозяйство, не заботился о чистоте и порядке, ленил-ся: таких хозяев он пугает и старается проучить; для того, чтобы задобрить его, хозяева справляли "именины домового": варили пшеную кашу на молоке с медом и ставили ее для домового на загнетке печи с просьбой заботиться о хозяйстве и беречь скот.

Трудно сказать, почему обычай "закармливать" домового приурочивался именно к празднику Ефрема Сирина. Возможно, в древности этот день был каким-то образом связан с культом "дзядов", душ умерших: ведь домовой повсеместно воспринимался крестьянами как дух умершего предка . Обычай оставлять ритуальную еду (каши из разных серен, блины, хлеб и пр.) для покойных родственников, посещающих дома в некоторые годовые праздни-ки, был известен у всех славян и сохранился еще со времен язычества: это был, с одной сто-роны, знак почтения и уважения к старшим, а с другой - умилостивительная жертва, попытка заручиться помощью сверхъестественных сил. Некогда славяне верили, что души умерших отправляются на небо в мифический Ирий и оттуда способствуют всем небесным операциям, необходимым для посевов: считалось, например, что они посылают полям дождь, туманы и пр. В связи с этим, особый интерес представляет народная примета, гласящая, что "если на Ефрема ветер понесся - год будет сырой".

© Наталья Шапарова