18+

праздники/holl/

21 февраля (8 февраля ст.ст.). Захарий-Серповидец; день памяти пророка Захарии, одного из 12-ти малых пророков.

21 февраля. Норвегия: День рождения Короля Харальда V

22 февраля (9 февраля ст.ст.). Никифоры-Панкраты; день памяти священномучеников Никифора и Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика св. ап. Петра.

22 февраля. Международный день поддержки жертв преступлений В этот день 22 февраля 1990 г. правительство Англии опубликовало "Хартию жертв преступлений".

Праздники: 15 февраля

15 февраля (2 февраля ст.ст.). Сретенье, Сустретьев день; праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот день православная церковь справляет свой великий двунадесятый праздник - день сретения (встречи) Господа Бога и Иисуса Христа, а также день встречи последних праведников Ветхого Завета - Симеона и Анны Пророчицы - с носителем Нового Завета .

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим и наиболее почитаемым праздникам христианской церкви. Впрочем, у славян ему придавалось не такое уж большое значение, и простыми крестьянами он воспринимался в первую очередь как переломное время года, граница между зимой и весной. Само название праздника - "Сретенье" - объяснялось в народе не библейской легендой, а тем, что в этот день "зима с летом встречается", "солнце на лето, а зима на мороз поворотила". Кстати, празднику этому давали в народе и другие названия. Например, в северо-западных районах Руси праздник Сретенья называли "Громницы", так как в этот день в церкви освящали "громничные" свечи , которые крестьяне потом в течение целого года хранили в красном углу и зажигали во время грозы для защиты от грома и молнии, а также для защиты от нечистых духов . Помимо этого, в западной Руси крестьяне в день Сретенья крестообразно поджигали друг другу волосы громничными свечами, полагая, что это полезно от головной боли и защищает от порчи и сглаза.

Совершались в праздник Сретенья и другие благочестивые обряды. Например, в некоторых губерниях Великороссии на Сретенье принято было обходить домашние постройки и все хозяйство с иконой Спаса или Сретения Господня, причем когда икону приносили обратно в дом, вся семья с домохозяином во главе падала ниц и восклицала: "Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас". В Малороссии и некоторых областях Великороссии принято было на Сретенье освящать в церквях воду ; такую воду крестьяне считали лечебной, применяя ее против разного рода болезней и порчи.

Как календарный рубеж, переломный день года, праздник Сретения Господня соотносился также с различными народными обрядами и гаданиями, связанными с урожаем, благополучием домашних животных и судьбой всей семьи. Например, во многих местах на Сретенье день хозяйки начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, чтобы они лучше неслись: "корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом". Садовники в этот день, придя от заутрени, трясли деревья руками, чтобы они летом "были с плодами".

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды на Сретенье судили о том, каким будет лето и будущий урожай. Так, по народному выражению, "какова погода на Сретенье, такова и весна будет", "Коли на Сретенье метель дорогу переметает, зима будет протяжная". По наблюдению крестьян, снег на Сретенье предвещает хорошие летние дожди ("на Сретенье снежок - весною дожжок"), капель - урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев. Если в Сретеньев день "тихо и красно", то летом, по народному убеждению, будут "льны хороши". Если в Сустретьев день по дороге несет снег, значит, уродится хлеб; на Сретенье утром снег - к урожаю ранних хлебов, в полдень - средних, а к вечеру - поздних. Земледельцы говорили: "если на Сретенье снег через дорогу передувает - сей просо; если же оттепель и капель, то сей пшеницу"; "если на Сретенье петух напьется воды - наберется пахарь беды" (зима будет долго длиться, поэтому хозяева берегут хлеб и пшено). По погоде в этот день судили также и об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметал ее, то считалось, что и корм для скота "подметет", травы не уродятся.

По представлениям сербов, болгар, гуцулов и поляков, на Сретенье медведь выходит из берлоги взглянуть на "рождающееся" солнце; и если в этот день или на Евдокию (1/14.III) он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель, до "теплого" Алексея (17/30.III), так как сорок дней еще будут стоять холода.

© Наталья Шапарова