18+

Праздники: 14 марта

14 марта (1 марта ст.ст.). Евдокия-Весновка, Авдотья - Плющиха, Свистунья, Подмочи порог, Замочи подол; день памяти святой преподобной мученицы Евдокии.

В древности, когда церковный и гражданский Новый год отмечался еще в марте, день преподобной Евдокии, приходившийся по старому стилю на 1 марта, и был собственно днем Нового года; да и позднее он оставался для земледельцев отправной точкой сельскохозяйственного календаря . Поэтому день св. Евдокии и в XIX-XX вв. считался во многих местах довольно значимым праздником, причем его старались встретить так же, как и Новый год - радостно, весело, с богатым застольем, чтобы весь год прошел удачно и беспечально.

Все названия дня св. Евдокии были связаны с переменами, происходящими в это время в природе: от теплой погоды и яркого солнца снег в эту пору начинает подтаивать и оседать, как бы сплющиватся, а при утреннем морозе сжимается, отчего на поверхности ледяной корки появляются "плюшки" - черты, разделяющие всю снеговую массу на части (отсюда "Ев-докия-плющиха" - "Авдотья-плющиха снег плющит"); начинают дуть и свистеть весенние ветры и вихри ("Авдотья-свистунья" - ср. пословицу "С Евдокей ветры и вихри веют") и чувствуется приближение весны ("Евдокия-весновка, весенница", "Евдокея весну снаряжает"), хотя и в эту пору случаются еще морозы (отсюда и присловья: "март морозом на нос садится, да и на Евдокею мороз прилучится", "Евдокея встоячь собаку снегом заносит" и т.п.). В некоторых местах день Евдокии именовали еще "Евдокия - замочи подол" или "Евдокия-капельница" - из-за того, что около этого времени начинает таять снег, появляется капель и лужи, пробиваются из-подо льда ручьи и родники (по этой причине в некоторых местах говорили, что "на Евдокию все подземные ключи закипают"). Кстати, эта живительная весенняя вода, образующаяся из растопленного солнцем снега, в народе почти приравнивалась к святой: во многих русских деревнях некогда считалось, что "с Евдокеи" снег приобретает особую, целительную силу, поэтому старухи-знахарки собирали его по пригоркам, на которых от весеннего солнышка образовывались проталины, и потом сохраняли в течение целого года, в тщательно оберегаемых "ото всякого лихого глаза" сосудах, используя полученную из него воду против самых разных недугов.

Согласно русским и белорусским поверьям, святая Евдокия заведует у Бога весной: она распоряжается всеми ветрами, у нее хранятся ключи от весенних вод, и в ее власти рано или с задержкой пустить воду, а то и наслать неожиданные морозы. Поэтому в древности, опасаясь гнева святой, крестьяне в день ее памяти строго соблюдали запрет на всяческую работу (хотя со временем, когда праздник стал считаться уже не слишком важным, эти запреты бы-ли сняты). Принято было также на Евдокию "закликать", "гукать" весну, приглашать ее пес-нями-весновками. Для этой цели сельская молодежь сходилась на возвышенные места, пригорки за околицей, а детишки влезали на амбары и сараи, и все дружно "кликали": "Весна-красна! Что ты нам принесла? Теплое солнышко: Весна-красна! Что ты нам принесешь? Красное летечко:" и т.п. В это же время в некоторых местах начинали разжигать ритуальные костры, "греть весну"; а в Болгарии и Македонии дети (а в некоторых местах и взрослые) собирались в группы (колядники, "летничари") и совершали ритуальные обходы домов, поздравляя односельчан с наступлением весны.

Так как по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. "открывала весну", с ее днем издавна и повсеместно было связано немало различных обрядов и поверий, в первую очередь - сельскохозяйственных примет. Например, на Руси об этом дне говорили: "Какова Евдокия, таково и лето", "На Плющиху погоже - и все лето пригоже", "Авдотья красна, и весна красна", "Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль придет и весна", "С какой стороны на Авдотью ветер дует, с той будут ветры весной и летом", "Коли на Евдокию ясно - год прекрасный, если пасмурно - год плохой", "Коли Евдокея с дождем - быть лету мокрому", "Ясная погода на Евдокию - к хорошему урожаю пшеницы, ржи и трав", "Если на Евдокию дождь - будет большой урожай жита, а коли случится мороз - гречиха померзнет при цветении; будет вьюга - ожидай холодного и неурожайного года", "Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь. Евдокея умоется - и нас обмоет. На Евдокеи снег - будет урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с полуночи - холодное лето", "День Евдокии красный - на огурцы и грузди урожай", "Коли курочка на Евдокию напьется (снеговой талой воды) - то и овечка на Егорья (травы) наестся", "Коли на Евдокеи вода - у Егорья теплого трава", "Коли на Евдокеи вол (или курица) из-под стрехи напьется - ожидай теплую весну, теплый год, хороший сенокос", "Если грач прилетел до Евдокии - быть лету мокрому, а снег рано сойдет", "Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели", и т.п. Украинцы считали, что если на Евдокию сурок вылезет из норы, свистнет два раза и снова спрячется, то еще две недели будут стоять холода, а если свистнет три раза - весна наступит уже через неделю. Сербы полагали, что если на св. Евдокию будет облачно - год будет уро-жайный; а болгары верили, что коли в этот день ударит первый гром, то будет богатый урожай и удачный год, но в селе умрет много старух.

Во многих местах приметы сочетались с различными гаданиями и обрядами, долженствующими обеспечить урожай, хорошую погоду и пр. Так, например, в некоторых русских деревнях для того, чтобы весна была теплая, в день Евдокии приносили из лесу сучьев и жарко топили избы; а для того, чтобы узнать, хорошо ли уродится лен, на Плющиху с кровли скидывали снег и вечером примечали, долгие ли сосульки образуются на крышах. Болгары заслышав на Евдокию гром, били камнем и вальком по амбару, бочкам, корзинам с пожела-ниями: "Наполни, Господи", "Пусть уродится жито и виноград" и т.п.; иногда били также и по маслобойкам, дабы показать Богу, что они пусты. У белорусов на Евдокию начинали высаживать капустную рассаду, но лишь в небольших количествах, так как, по поверью, в этот день "Евдокия замерзла". В Полесье запоминали день недели, на который пришлась Евдокия, и в этот день не сеяли. На Украине (ровен. обл.) "на Удокей" освящали в церкви воду и лили ее в колодцы, чтобы вода была хорошая; а у русских деревенские бабы заказывали в церкви молебны перед иконой Евдокии, почитая ее покровительницей овец .

Вообще, представления о дне св. Евдокии как о переломном времени года выражались не только в народных приметах об урожае и пр., но и в многочисленных очистительных ритуалах, существовавших преимущественно у южных славян. Так, например, сербы в этот день символически изгоняли из сада и со двора змей и ящериц, а также клали на ворота и окна в качестве отвращающих беду символов рога и копыта. В Черногории окуривали дымом навоза дом, чтобы охранить его от змей и насекомых, а также прогоняли скот между двумя кострами, зажженными от "живого" (полученного трением или иным старинным способом) огня кострами или просто свечами; кое-где также украшали молодыми ветками двери и окна, а в Македонии такие же ветки прикрепляли к изголовью постелей. В Болгарии женщины на Евдокию заметали двор и двор, а мусор сжигали и прыгали через костер для защиты от змей и чтобы выгнать из дома блох (для этого, прыгая через огонь, приговаривали: "Вон, блохи, входи, Марта!"); с той же целью дети перед восходом солнца трижды обегали дом, стуча в жестянки и приговаривая: "Убегайте, змеи и ящерицы, баба Марта идет!".

Наряду с вредными насекомами и гадами, подобными способами нередко старались изгнать или обезвредить также и нечистых духов, в первую очередь - вештиц , особенно опасных в это время . Например, у племени кучи (южная Черногория) "главни окуп (сбор) вjештиц" приходился на 1 марта, по случаю чего в этот день дети в загонах и дворах жгли костры из мусора, полагая, что таким образом "гори вjештица". Вообще, по всей Черногории в этот день жгли мусор, полагая, что таким образом сжигают блох ведьм. В юго-восточной Сербии 1 марта также жгли ритуальные костры, называемые "кр?авештица", и перепрыгивали через них, держа на руках маленьких детей, еще не способных сделать это самостоятельно; такой обряд защищал от ведьм, а также болезней и всякой скверны.

Фактически, в разных местах существовало немало вариантов подобных обрядов: змей и ящериц, вредных насекомых, мышей и волков, а также ведьм и вообще всякую "нечисть" при помощи очистительных костров, ритуального шума (битья в металлические предметы, выстрелов, щелканья кнутами и пр.), колокольного звона, отпугивающих заговоров и пр. старались выставить за пределы сферы человеческого обитания, отсылая их в соседнее село, в лес или реку, "в штаны к цыгану", к собакам и кошкам и пр. При этом ритуальные перво-мартовские костры должны были также "развеселить (или "сжечь", "подкурить") Бабу Марту": например, в Банате болгары во время прыжков через огонь говорили: "Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра"; а когда прыжки заканчивались, все кричали: "Дед Алия, выпьем теплой ракии!" . В юго-вост. Родопах на Евдокию все жители села окуривали друг друга: мужчин - "чтобы раскрылась ширинка", а женщин - "чтобы задрали юбки"; при этом в доме в этот день огонь разжигать запрещалось, т.к. считалось, что иначе посевы побьет град и в поле заведется головня.

Судя по некоторым поверьям, баба Марта в народе считалась не вполне благожелательным существом; поэтому 1 марта ее старались определенным образом умилостивить, ублажить. Например, в восточной Болгарии женщины, пытаясь расположить к себе бабу Марту, выносили для нее красные пояса или косынки и бросали их на забор или на деревья, чтобы "встретить бабулю красным", "чтобы баба Марта рассмеялась" ; при этом строго воспрещалось в этот день выносить на улицу белое белье и белую одежду. Кроме того, болгарским старухам запрещалось выходить с утра на улицу, так как считалось, что баба Марта, чтобы подобреть, должна первой встретить девушку. В Сербии старухи праздновали 1 марта, чтобы быть здоровыми весь год; а в Родопах этот праздник соблюдался всеми для защиты от болезней, особенно тех, что связывались с глазами: так, в некоторых местах на Евдокию все домочадцы старались встать пораньше, еще затемно, "чтобы Марта не написала в глаза", так как считалось, что баба Марта "приносит сонливость" и "оставляет отметки на глазах и на лбу" . В Софийском окр. 1 марта глаза протирали "мартиным цветком", заклиная: "Пусть у Марты глаза болят, а у меня не болят".

Для защиты от различных болезней, а также от града, неурожая и прочих несчастий на св. Евдокию практически повсеместно соблюдали определенные запреты на работу и пр. Так, в Сербии запрещалось 1 марта одалживать что-либо из дома или стирать белье, так как считалось, что это может вызвать град. У восточных славян женщинам, особенно беременным и матерям семейства, на Евдокию запрещалось прясть и ткать, разрешалось только сучить нити и резать овечьими ножницами; запрещалось также оставлять недопряденную мычку, так как считалось, что иначе придет "Годюшка" (воплощение праздника) и будет ночью прясть . В Черногории 1 марта принято было прятать в доме все иглы, так как считалось, что ими вештицы могут вынуть человеку сердце.

© Наталья Шапарова