18+

Праздники: 22 марта

22 марта (9 марта ст.ст.). Весеннее равноденствие; Сороки, Кулики, Сорок Мучеников; день памяти святых 40 мучеников Севастийских.

День Сорока мучеников, у русских обычно называвшийся просто "Сороки", в древности был одним из самых первых и значительных весенних праздников ; с ним связывалось множество примет, обрядов и обычаев. Так, например, согласно народным поверьям, в этот день из теплых стран прилетает сорок птиц, и первая из них - жаворонок, вестник весны . Крестьяне очень почитали эту маленькую полевую птичку, называя ее "святой" и "божией". Поляки именовали жаворонка певцом Божьей Матери, рассказывая, что когда Христос ходил по земле, жаворонок ежедневно доставлял Пресвятой Деве вести о нем, утешал и предсказывал воскресение Христово, а потом был взят Богоматерью на небеса, где и поныне славит ее своим пением. В древнерусском сказании говорится, что жаворонок своими песнями славит Христа; а украинские и польские легенды гласят, что жаворонки и ласточки воровали гвозди и вынимали колючие тернии из венца распятого Христа, за что Господь благословил их . Поляки Галиции рассказывали также, что жаворонка создал Господь, подбросив к небу ко-мочек земли; на зиму эта птичка поднимается высоко в небо и долетает до самого рая, где ангелы держат ее на руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая весенняя молния и не раскроются небеса . Появление жаворонка во многих местах считалось сигналом к началу полевых работ ; при этом в обличье жаворонка восточные славяне видели души умерших предков, навещающих в день Сорока мучеников родные нивы.

Встреча весны и ее вестников-жаворонков в день Сорока мучеников у восточных славян сопровождалась изготовлением ритуального печенья. Эти хлебцы (в некоторых местах - обязательно числом сорок), называемые "жаворонками" или "куликами", выпекались обыч-но из ржаной муки и изображали птичек с хохолками и распростертыми крылышками (как бы летящих); их щедро украшали всевозможными вычурами, мазали медом и патокой, ино-гда даже покрывали позолотой ("сороки святые - колобаны золотые"), а затем использовали в различных ритуалах. Например, в Малороссии хозяйки выпекали таких птичек еще накануне Сорок, а утром, в день праздника, раздавали их детям; тогда же одна из женщин делала на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клала по яичку из теста (делалось это, в частности, для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, и при этом хорошо неслись). В других областях "жаворонков" выпекали рано утром 9 марта, а когда они поспевали, дети разбирали их и несли их в сарай или под ригу - "закликать жаворонков"; там они сажали своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, собравшись в кучу, начинали, что есть мочи, кричать: "Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!" или: "Уж вы кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!" Та-кие песенки пелись несколько раз; затем ребятишки разбирали своих "жаворонков" и с той же песней бегали по деревне. Так продолжалось обычно до самого обеда, когда ребятишки, набегавшись вволю, опять собирались в одно место и начинали есть своих ржаных птиц (съедали обыкновенно все, кроме головы, которую ребята берегли каждый для своей матери). Кончалось праздненство тем, что ребятишки целовались между собой, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам; дома же каждый отдавал голову "жаворонка" матери со словами: "На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был, какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен твой головастый был".

"Жаворонков", выпекаемых на Сороки, использовали также для гаданий о судьбе и урожае. Так, например, во многих местах принято было запекать в них какие-нибудь мелочи - копейки, колечки и т.п., причем каждая из этих вещей имела символическое значение: кольцо обозначало свадьбу, щепка - гроб, копейка - деньги и т.д. Потом "жаворонков" раздавали всем членам семьи, и по тому, какая из вещей у кого оказалась, судили о судьбе обитателей дома. Таким же образом нередко определяли, кому в этом году быть семейным засевальщиком: для этого всех "жаворонков" делали обычными, а в одного запекали монету или лучинку, и тот, кому попалась такая птичка, первым начинал весенний сев.

Помимо обрядов с "жаворонками", ко дню Сорока мучеников приурочивались и другие ритуалы и поверья, преимущественно связанные с числом "сорок". Например, некогда в этот день западнорусские девицы, приплясывая, переламывали сорок домок и разрывали сорок небольших шнурков; в тех же местах принято было, кроме того, готовить в этот день галушки из теста, по сорок штук на каждого члена семьи. Деревенские мальчишки на Сороки спозаранку выбегали босиком во двор и старались перебросить через кровлю сорок щепок, а ма-лоросские школяры в этот день приносили своему учителю по сорок бубликов; болгары в честь сорока мучеников пили сорок чаш вина и пекли ритуальный хлеб, и т.д.

Как к переломному времени года, времени весеннего пробуждения природы, ко дню Сорока мучеников повсюду приурочивались также различные гадания и приметы об урожае, погоде и т.п. Так, например, по замечанию крестьян, "во что Сороки, в то и Петровки"; если на "сорок святых" пал мороз, то будет урожай на просо. После этого дня всегда случаются утренние морозы: "Сорок мучеников - сорок утренников" (до дня Зосимы-пчельника); и если эти утренники продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

© Наталья Шапарова