18+

Праздники: 17 сентября

17 сентября (4 сентября ст.ст.). Неопалимая Купина; праздник в честь иконы Богородицы Неопалимой Купины. В этот же день отмечалась еще и память св. пророка Моисея, видевшего Купину Неопалимую.

На иконе Богородицы Неопалимой Купины изображалась Богоматерь с младенцем на руках, стоящая поверх горящего, но не сгора-ю-щего куста, а также восьмиконечная звезда со знаками Апокалипсиса и изображения архангелов. Изображение Богоматери в огненной купине имеет основание в церковных песнопениях; так, например, в догматике 2-го гласа поется: "Яко же бо купина не сгараше опаляема, тако Дево родила еси", а в другой песне, как бы в пояснение этого, замечается: "Дева всепетая, юже в тебе тайну Моисей пророческими виде очима купину горящу и неопаляему; Божества бо огонь утробу твою, Чистая, не опали". То есть, Пресвятая Богородица называлась Купиной Неопалимою и изображалась в середине горящего куста, так как она "в рождестве сохранила девство и осталась не опалимою от огня Божества".

Вероятно, на основании того, что Божия Матерь "сама осталась не опалимою от огня Божества, когда была его жилищем", и возникло поверье, что она может спасать от огня, молнии и пожара. Сами обстоятельства чудесного явления чудотворной иконы Купины несгораемой способствовали таким поверьям: "Сия икона кресто-Богородична, яко неопалимая Моисеева Купина, на месте, купин полном, бысть в Пинском повете в Купятичах найдена, в огнезрачном свете". Кроме того, пресвятая Дева Мария сама представлялась славянам распорядительницей огненной стихии: так, например, в одном старинном русском сборнике было сказано, что "пресвятая Дева Мария угрожает испустить с неба на землю камение много, молние огненное, провести в страдное время сильный мороз и лед и страшное землетрясение"; в другом же сборнике рассказывалось, как в 1641 г. некой жене явилась сама Богородица и объявила, что если люди не будут свято праздновать праздничных дней, то она за непослушание будет посылать на землю "камение много" ("Испущу, - говорит Богородица, - молние огненное с небес, и лед, и мороз лютый спущу на страдное время, на скот и на хлеб ваш и на все живущее, и по вся годы хлеба не будет, и камение горящее с небес спадет, и будет молние огненное, и хлеб и травы озябнут, и скоты ваши голодом погибнут"). Подобные поверья были известны не только у русских, на также и у чехов, сербов, поляков, литовцев. Пресвятая Богородица в некоторых местах вплоть до XX в. называлась громовницей и сближалась с Ильей Пророком, ее считали распорядительницей грозных и в то же время благодетельных сил огненной стихии.

Очевидно, на основании всех этих представлений Богородица Неопалимая Купина и считалась повсеместно охранительницей от пожаров и молний; ей возносили особые молитвы о защите дома и скота от огня. Во многих местах даже существовал обычай обходить горящее здание вокруг с образом Богородицы Неопалимой Купины, чтобы прекратить пожар.

На Неопалимую Купину в некоторых местах начинали выкапывать лук из гряд; поэтому 17 сентября иногда называли еще Луковым днем.

© Наталья Шапарова