18+

Праздники: 4 ноября

4 ноября (22 октября ст.ст.). Зимняя (Осенняя) Казанская; праздник явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 г.

Ноябрьское празднование Казанской иконы пресвятой Богородицы было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г., в период Смутного времени. По преданию, когда польские войска обманным путем завладели Москвой, в ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что беды обрушились на страну за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и предались молитвам; тогда от находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто, что по заступничеству Пресвятой Девы Господь сменил гнев на милость. Воодушевленные известием русские войска перешли в наступление и 22 октября ст.ст. освободили Москву от польских захватчиков.

В простонародье праздник, установленный в честь этого события, назывался обычно Казанской или Зимней Казанской (реже - Казанской Богоматерью), а в некоторых местах - Казанскою Пречистою (очевидно, для отличия его гот других Пречистых, например 15-го августа или 8-го сентября ст.ст.).

Пришла Казанская - зима стоит на пороге.

По дню Казанской во многих местах судили о зиме.

Пошел бы на Казанскую дождь, будет зима на дворе с сугробами.

Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

По некоторым поверьям, в день Казанской, как и в день Преполовения, всегда бывает дождь.

Дождь пойдет, все луночки зальет, а снег пойдет, все дороги заметет.

Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.

Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.

До Казанской не зима, с Казанской - не осень.

Матушка Казанская необлыжную (настоящую, неложную) зиму ведет, морозцам дорожку кажет.

С Казанской тепло морозу не указ.

Ранняя зима - о Казанской на санях.

Казанская повсюду в народе почиталась "бабьей заступницей". Очевидно, это поверье основывалось на представлении о том, что Богоматерь покровительствует женщинам вообще, и особенно женщинам беременным, матерям (так как она сама вынашивала Христа и была матерью). Сам культ ее в русской народной традиции сближался и сливался с культом матери-земли, воплощающей женское начало. Поэтому очень многие праздники, так или иначе связанные с культом Пресвятой Девы, во многих местах считались своего рода женскими праздниками.

Казанская у крестьян считалась подходящим временем для свадеб. По народному убеждению, кто на Казанскую женится, счастлив будет.

Праздник Зимней Казанской был некогда еще одним традиционным сроком расчетов. К этому времени заканчивались обычно все строительные работы, рабочие получали расчет и возвращались домой, в свои родные деревни. В народе по этому поводу ходили присловья: "Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет"; "И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе: она, матушка, всей ряде голова!"; "На Казанскую и у воробья пиво (имеется в виду, что это время расчетов)" и т.п.

© Наталья Шапарова