18+

Праздники: 10 ноября

10 ноября (28 октября ст.ст.). Параскева Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница; день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, и святой мученицы Неониллы (а также ее мужа Терентия и детей).

По преданию, святая мученица Параскева родилась в богатой и благочестивой семье; родители ее особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - пятница. Очевидно, по этой причине имя святой Параскевы и ее культ у славян издревле связывалось с пятницей. Так, святую эту на Руси обычно называли либо Параскевой-Пятницей, либо просто Пятницей, Пятиною, Петной; в древних же месяцесловах и святцах писалось: Святыя Параскевии, нареченныя Пятницы. Даже храмы, посвященные святой Параскеве, на Руси в былое время назывались Пятницами. Почитание святой Параскевы также повсеместно связывалось с пятницей, и особенно с так называемыми обетными и временными пятницами. Почитая святую Параскеву, женщины-христианки в пятницу не пряли (хотя в некоторых местах при этом разрешалось шить), не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, а мужчины в эти дни не пахали и не боронили, считая это за большой грех.

Святая мученица Параскева исстари пользовалась у православного русского народа особой любовью и почитанием; с днем ее памяти в славянской традиции связывалось множество самых разных верований, обычаев, поверий и обрядов. Иконы святой Пятницы в старину можно было найти практически во всяком доме: считалось, что иконы ее охраняют семейное благополучие и счастье. Русские иконописцы обычно изображали мученицу суровой подвижницей, худощавой и высокого роста, с лучезарным венком на голове.

В былое время в день памяти святой Параскевы принято было устраивать торжественные богослужения и приносить в церковь различные плоды для освящения; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы в течение целого года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский люд чествовал особым образом: поселяне убирали их цветными лентами, цветами, монистками и разными душистыми травами и в таком виде носили с крестным ходом. В некоторых селах Малороссии существовал еще и такой обычай, приурочивавшийся ко дню святой Параскевы: поселяне водили женщину, изображавшую Пятницу, по селу, а после этого она принимала от них дары ("...водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы").

Святая Пятница повсеместно на Руси почиталась покровительницей полей и земных плодов; ей молились о ниспослании урожая, а женщины при начале жатвы просили ее помочь "без болезней и скорбей окончить работу". Кроме того, святая Параскева, наряду со святым Власием, повсюду считалась защитницей и охранительницей скота; ей молились о сохранении коров и прочей домашней скотины от мора, падежа и т.п., просили защитить животных от страшной коровьей смерти. В Болгарии на Власьев день хозяйки пекли "питы" (обрядовый хлеб), называемые "святая Петка" (святая Параскева Пятница) и "святой Влас"; затем хлеб "св. Петка" разламывали и раздавали соседям "за волове здравие", а хлеб "св. Влас" несли волам и скармливали его вместе с солеными отрубями, чтобы животные были здоровы.

Святую Пятницу почитали и как целительницу самых разных людских недугов - и душевных, и телесных. Особенно же часто ей молились о помощи при "дьявольском наваждении", лихорадках, зубной и головной боли и т.п. Люди, страдающие от наваждений нечистой силы, считали за непременное правило ставить перед иконой святой Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Существовали даже особые молитвы святой Параскеве, которые записывались на кусочках бумаги и т.п.: крестьяне почитали их одним из лучших охранительных средств от злых духов и разных недугов и носили при себе, привязывая к шейному кресту, к голове (для исцеления от головной боли) и т.д. Действенным средством против многих болезней считались также цветы и травы, которые привешивали к образу святой Параскевы: их хранили в течение целого года или даже нескольких лет, а в случае какой-либо болезни готовили из них отвары и настои, которыми и поили больных.

Во многих местах мученице Параскеве приписывалось также покровительство над торговлей. С ее именем исстари связывались так называемые пятницкие торги и ярмарки: так, например, во многих местах принято было устраивать девять торговых пятниц, обычно следовавших одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. При этом в древности на городских торжищах непременно выставлялись иконы святой Параскевы как покровительницы торговли.

В честь Параскевы-Пятницы в былое время принято было устанавливать на перекрестках и распутьях дорог особые столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем - пятницы. Такие столбы по своему значению были весьма схожи с придорожными часовнями или крестами и считались у славян священными и таинственными местами. Возле них на древней Руси устраивались торжественные встречи или прощания с отъезжающими в дальний путь или возвращающимися из дальних краев родственниками и друзьями; у этих же пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Святая Параскева практически повсюду почиталась как бабья святая, покровительница женщин, а также брака и семейного счастья. Крестьянки считали ее своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах, причем многие из этих молитв весьма напоминали молитвы Покрову (ср., например: "Матушка Пятница-Параскева, Покрой меня поскорее!" или: "Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее!"). В некоторых местах существовало присловье: "На Пятницу бабы катаются, а девки ладятся (собираются замуж)".

Как бабья святая, Пятниа считалась еще и покровительницей всякой женской работы, особенно работы зимней, т.е. в первую очередь, прядения, ткачества и т.п., а также работ, вообще связанных со льном. Около дня Параскевы Пятницы женщины во многих местах начинали мять и трепать лен; из-за этого мученицу Параскеву в народе еще нередко называли Льняницей. При этом во многих губерниях существовал обычай в день памяти святой Параскевы приносить в церковь оттрепанную первину льна, которую посвящали святой и привешивали к ее образу. Вероятно, с почитанием святой Параскевы как покровительницы работ, связанных со льном, пряжей и т.д., было связано и известное кое-где на Русском севере поверье о том, что если на Параскеву в бабьем куту слышен стук, то его нужно заговорить непременно ласково, обходя с куделью или с пряжей все углы дома.

Параскева-Пятница, в общем, считалась милостивой святой, благосклонной к людям, заступницей людей перед Богом. Но иногда она также представлялась и грозной, даже страшной. Так, например, малоросские крестьяне верили, что в пятницу по всей земле, по всем деревням и селам ходит святая Пятница в облике молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она милует и даже награждает, а иных строго наказывает; среди наказаний при этом упоминалась и смерть, и болезни, и трудные роды (так, в некоторых местах считалось, что женщина, которая пряла в пятницу, будет рожать долго и в муках). Во многих местах при этом считалось, что женщинам, нарушающим запрет на работу в ее дни, святая Пятница является в виде страшной растрепанной женщины, иногда нагой или в лохмотьях, исколотой иглами и изверченной веретенами, которыми нечестивые женщины шили и пряли в пятницу.

© Наталья Шапарова