18+

Выдающиеся личности Иркутской области

Кульчицкий Иоанн (1680 (5)-1731)

В монашестве - Иннокентий.

Происходил из древнего дворянского рода Кульчицких, издавна жившего в юго-западной России. Родился в 1680 или 1682 гг. в Черниговской губернии и при крещении был назван Иоанном. С середины 1690 года, когда ему исполнилось 10 лет, по 1706 год, он учился в Киевской духовной академии, где и прошел весь курс наук.

По окончании учения, в 1706 году, св.Иннокентий принял монашество и вскоре был посвящен сначала в иеродиакона, а потом (в 1708 г.) в иеромонаха Киево-Печерской лавры. В лавре св.Иннокентий пробыл до 1710 года. После этого он был вызван митрополитом Стефаном Яворским в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию, где преподавал словесность. В 1714 г. был назначен префектом этой академии. Должность учителя он занимал до 1719 года.

В 1719 году св.Иннокентий был вызван в Петербург, в Троицкий Александро-Невский монастырь. В монастыре он только числился, а на самом деле, в числе соборных иеромонахов Александро-Невской Лавры был назначен служить на корабль "Самсон".

В скором времени он был сделан обер-иеромонахом при городе Або в Финляндии. В этой должности св.Иннокентий пробыл до 4 июля 1720 года. В этот день он был назначен начальником миссии в столицу Китая - Пекин в сане епископа. Рукоположение св.Иннокентия в епископский сан произошло в довольно значительное время после назначения, 5 (21) марта 1721 года. При рукоположении, которое произошло в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, он был наименован епископом Переславским.

19 апреля 1721 года св.Иннокентий в сопровождении 12 человек священно и церковно-служителей выехал из Петербурга и в начале марта 1722 года прибыл в Иркутск. Переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. проехать сразу в Китай возможности не было - этому воспрепятствовали китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине.

В течение трех лет пришлось Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее. Владыка сам шил и починял себе платье, писал иконы, исполнял монастырские работы и, вообще, не выделялся по образу жизни из простых монахов. Но, несмотря на такую обстановку, преосвященный не унывал и не бездействовал. Он находил себе утешение и твердость в молитве и ежедневном богослужении. Святитель проповедывал слово Божие между язычниками и крестил много бурят и других инородцев, кочевавших около Селенгинска.

Переговоры по поводу разногласий между Россией и Китаем длились около пяти лет и по завершении их было признано за лучшее послать туда не епископа, а архимандрита. Послан был архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Антоний, а св.Иннокентий получил назначение на Иркутскую кафедру cамостоятельным епископом. Это произошло 15 января 1727 г.

Для помещения св.Иннокентию был отдан дом Елизова, где впоследствии была построена часовня в честь св.Иннокентия. Впоследствии, уже после кончины святителя, но по его ходатайству, был построен в городе архиерейский дом.

Свою деятельность св.Иннокентий начал с определения границ новой епархии. Дело это было решено Св.Синодом уже после его кончины.

Много трудов употребил св.Иннокентий на устройство новых и украшение существовавших церквей. К моменту его вступления на иркутскую кафедру в епархии было 43 церкви, к моменту его кончины - 53. Также он изыскивал средства для обеспечения их и монастырей. Он ходатайствовал, чтобы уничтожены были в вотчинах монастырей винные откупа, чтобы духовенство освобождено было от незаконны поборов, чтобы была урегулирована торговля церковными свечами. Устроил школу для подготовки священников.

Весьма большое внимание обращал св.Иннокентий на просвещение христианской верой бурят и других народов, населявших его епархию.

Состояние паствы и духовенства было далеко неутешительным. Жители епархии были чрезвычайно грубы и преданы различным порокам, преосвященный Иннокентий должен был приложить много труда, чтобы изжить эту варварскую грубость и заставить свою паству соблюдать хотя бы важнейшие заповеди. Среди духовенства немало еще было безграмотных священников.

Огорчало его то, что в своей деятельности он мало находил поддержки со стороны светской власти. Но св.Иннокентий безропотно и терпеливо переносил свою полную трудов и лишений жизнь. Простота, общедоступность, кротость, истинное смирение и незлобие отличали всю его деятельность. Он был начальником в равной мере строгим и справедливым, истинным другом всех кающихся и исправляющихся.

Усердные труды преосвященного принесли заметные результаты - тысячи язычников приняли крещение.

В 1728 году св.Иннокентий начал болеть. 27 ноября 1731 года Святитель скончался в Вознесенском монастыре. Он был погребен в пещере под деревянной церковью Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1764 г. при ремонте церкви было обнаружено, что тело, одежды и гроб его сохранились нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями, свидетелями которых стали жители Иркутска. В 1800 году горожане просили об открытии мощей святителя. Громкая слава побудила Св.Синод открыть его мощи для всенародного чествования и причислить его 1 декабря 1804 г. к лику святых. Также было установлено праздновать его память 26 ноября.

19 января (9 февраля) 1805 года мощи были торжественно открыты, а 16 февраля поставлены на специальном месте в главном храме Вознесенского монастыря, за правым клиросом в серебряной раке.

В январе 1921 года мощи св.Иннокентия были вскрыты воинствующими безбожниками, выставлены для всеобщего обозрения, а затем увезены из Иркутска. Однако мощи святого удалось вернуть в Иркутск, в настоящее время они находятся в Знаменской церкви, в предместье Марата города Иркутска.

Иннокентий Кульчицкий занимался иконописанием. Живя на даче селенгинского Троицкого монастыря, он вместе с дьячком из своей свиты написал много икон большого размера для дачной церкви. Жителям Селенгинска Старцевым в благодарность за гостеприимство подарил "две малороссийского письма иконы страждущего Спасителя и скорбящей Богоматери, писанные, по преданию святителем или его дьяконом". В Верхнеудинском гостином дворе находилась икона "Спас Нерукотворный", написанная по преданию им же.

Верхнеудинский священник А.Аргентов в письме к иркутскому протоиерею П.Громову так описал эту икону: "Доска сосновая, длиною пять четвертей невступно, шириною один аршин невступно. Лик изображен отчетливо и совершенно правильно, сияет умом, и есть в этом лике что-то говорящее сердцу. На нижней окраине бруса славяно-церковные буквы: НОГБиНИХ (т. е. Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа). На задней стороне доски надпись: "Твоим благословением да сохранятся совершенные труды в полезном заведении, занятом торговлею с 1826 г. генваря 1 ч. МК (т. е. Митрофан Курбатов)".