18+
|
|
||||||||||
Иркутская историяТеатр начинается с ИркутскаТеатральному делу в Иркутске уже третье столетие. Сегодня в Иркутске работают пять профессинальных театров: Академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского, Иркутский областной театр юного зрителя им. А.Вампилова, театр кукол «Аистенок», Иркутский театр народной драмы. Но театральное дело начиналось именно с драматического театра. На рубеже двух столетий – XVIII-XIX – в иркутском обществе появилась идея создать свой театр. В конце XVIII века Восточной Сибирью управлял генерал-губернатор Борис Леццано, которого иркутяне считали основоположником театральных традиций, потому что он покровительствовал сценическим увлечениям горожан. С тех пор наблюдался постоянный патронаж театра со стороны губернских властей. Стоит отметить, что театральному искусству покровительствовали почти каждый из преемников Леццано, но своего постоянного пристанища у актеров не было до 1850 года. В тот год странствующая труппа служителей Мельпомены осталась в Иркутске навсегда. Первые спектакли актеров проходили в Благородном собрании. В 1851 году при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского завершилось строительство здания для театра, которое торжественно открылось 22 сентября постановкой пьесы Николая Полевого «Русский человек добро помнит». Администрация Иркутской Губернии учредила театральную дирекцию во главе со старшим чиновником по особым поручениям Аркадием Похвисневым, который был не только гвардейским офицером, но и драматургом. С самых ранних лет Похвиснев отличался любовью к сценическому искусству, постоянно посещая театры, и считался в этом деле очень компетентным человеком. Благодаря такой любви Аркадий Николаевич был назначен директором Иркутского театра, который в то время считался лучшим в провинции. Тем не менее, на протяжении почти полувека театр по разным причинам не раз менял свои пристанища – деревянные здания. Пока, в конце XIX века, любовь к театральному искусству сподвигла иркутян к строительству каменного здания. Небезразличные к искусству горожане – промышленники и купцы, благотворительные общества врачей и учителей, служащие – вносили свою лепту в строительство. В течение 3 лет по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров Виктора Шретера был возведен по традиционной схеме «ярусного театра» иркутский Храм Мельпомены. Сам губернатор Иркутской губернии Александр Горемыкин тщательно наблюдал за возведением нового пристанища актеров. Здание театра поражало посетителей не только убранством зала, но и совершеннейшей по тем временам акустикой. Шедевр зодчества XIX века, подобного которому не возможно было встретить от Урала до Дальнего Востока, здание театра стало «жемчужиной» городской архитектуры. Открытие первого сезона в новом здании состоялось 2 сентября 1897 года. На суд зрителям был представлен спектакль «Ревизор» Николая Гоголя. С тех пор Иркутский драматический театр не только ставил свои постановки, но и принимал известные труппы мастеров русского театра: К.В. Бравич, К. А. Варламов. Много раз гастролировал П. Н. Орленев, не раз побывал в городе передвижной театр П.П. Гайдебурова. В 1909 году играла труппа актеров Малого театра, в 1915 – группа актеров театра Ф.Д. Корша. Неоднократно гастролировали братья Адельгейм, М. Д. Дальский, М. И. Петипа. Иркутская сцена связана и с именами М. Г. Савиной, В. Ф. Комиссаржевской, А.А.Яблочкиной, А. И. Южина. 2 ноября 1967 года Постановление Совета Министров РСФСР присвоило театру имя Николая Охлопкова. Стоит отметить, что театральная деятельность выдающегося советского режиссера Николая Петровича началась именно на иркутской сцене. В прошлом столетии сцена театра считалась стартовой площадкой для многих иркутских драматургов. Игнатий Дворецкий, Павел Маляревский, Белла Левантовская и Марк Сергеев – вот список тех, чьи пьесы первыми оценивали иркутские зрители. Но самые крупные звезды, который зажглись над иркутской сценой и стали знамениты на весь мир – Александр Вампилов и Валентин Распутин. В первой постановке «Старший сын» драматург работал с театром в традициях А. Н. Островского. Автор пьесы постоянно присутствовал на репетициях и вносил некоторые корректировки в текст, поэтому спектакль без преувеличения можно назвать авторским. Все пьесы Александра Вампилова были поставлены на иркутской сцене и вошли в Золотой фонд Академического драматического театра. Также как и спектакли «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» по одноименным повестям Валентина Распутина. В 1995 году зданию был присвоен статус памятника исторического и культурного наследия федерального значения. 31 августа 1999 года Министр культуры Российской Федерации издает приказ, который «За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства, яркие художественные достижения» присвоил театру звание «Академический». 25 июля 2006 года театру была присуждена премия Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации. Каждый вечер два зрительных зала Основной и Камерной сцен заполняются зрителями. В репертуарной афише театра мировая классика соседствует с современной драматургией. Источник: 360baikal.ru Информационный центр БАБР, Евгения Матапова |
|||||||||||
|
|