18+

Праздники: 8 января

8 января (26 декабря ст.ст.). Собор Пресвятой Богородицы; день памяти св. царя пророка Давида.

В народе этот праздник нередко называли "Бабьи каши" и считали его праздником повивальных бабок и рожениц. Так, например, в русских деревнях в этот день женщины по старому обычаю ходили к родильницам с пирогами; а крестьяне, имеющие детей, вечером вместе со своими женами ходили к повивальным бабкам, приносили с собой водку, пироги и прочую снедь, угощали повитух и угощались с ними сами. Помимо этого, существовал также обычай в праздник Собора Пресвятой Богородицы освящать и оставлять в дар Богоматери, покровительнице всех женщин и в особенности рожениц, обрядовый хлеб: так, например, в юго-западной Руси многие зажиточные сельские женщины являлись в этот день в церковь со специально для этого приготовленными пирогами.

Судя по всему, обычай этот возник на основе каких-то древних языческих приношений, осуществлявшихся около этого дня во времена язычества. Народный культ Богородицы заменил собой культ нескольких языческих богинь - Макоши и двух богинь-рожаниц. Так, например, хорошо известно, что во время осенних праздников урожая, связанных с именем Богородицы, славяне еще долгое время после утверждения христианства "ставили трапезу" рожаницам, что чрезвычайно возмущало отцов церкви. Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей открытостью, всенародными торжественными пирами в честь богинь, лишь частично замаскированными празднествами Богородицы. Вплоть до XVIII в. переписывались статьи с перечислением запрещенных языческих обрядов и обычаев, среди которых упоминался и такой: "Бабы каши варят на собрание рожаницам", "...дьяволя работа - греси, паче бо согрешенья: идолослуженье, прикуп корчемной, наклады резавные (ростовщичество), пьянство. Еже есть всего горее - ставленье трапезы рожаницам и прочая вся служенья дьяволя - требы кладомыя и покланянье твари" и т.п. Интересно, что и обычай в праздник Собора Пресвятой Богородицы приносить хлеб в дар Деве Марии также долгое время вызывал недовольство церкви: так, например, митрополит киевский Михаил в 1590 г. осудил и запретил его как обычай, недостойный и несовместный со святостию Пресвятой Девы; в одной соборной грамоте он писал: "и теж пироги на завтрие Рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь Богородицы, еже есть велико бесчестие и догмат безбожных еретиков, девая бо Богородица паче слова и разума нетленно ради".

Помимо Пресвятой Богородицы, 26 декабря ст.ст. некогда почитали также царя Израиля и пророка Давида, победив-шего в единоборстве великана Голиафа. Этого ветхозаветного святого весьма уважали все славяне и в особенности русский народ. Крестьяне исстари обращались к нему при самых разных напастях, бедах и горестях, и при этом "находили для себя утешение в чтении его священных песен". Но в первую очередь, пророк Давид считался укротителем ярости и гнева; поверье это, по-видимому, основывалось на предании о том, что пророк Давид некогда, будучи оруженосцем Саула, часто развлекал его и укрощал его гнев своей прекрасной игрой на гуслях "при помощи, впрочем, благодати Святого Духа". По этой причине у простых людей принято было, собираясь в дорогу, испрашивать у пророка Давида защиту от лютых зверей и разбойников, да и вообще любой напасти, поджидающей путника в странствиях.

© Наталья Шапарова