18+

Праздники: 30 января

30 января (17 января ст.ст.). Антон-Перезимник; день памяти преподобного Антония Великого, основателя пустын-ножительства и отца монашества.

Антоний великий в народной традиции считался покровителем скота. Например, у сербов пастухи посвящали день св. Антония защите скота от волков, а женщины воздерживались от всех работ, кроме прядения, для защиты от змей. В Хорватии и Словении день св. Антония считался праздником тяглового скота; лошадей и волов в этот день не запрягали, чтобы защитить их от болезней и падежа. Хозяева на св. Антония осматривали запасы кормов, проверяя, хватит ли их до Юрьева дня, а также освящали сено и кормили им скот для здоровья, ставили свечки и молились св. Антонию о сохранении и благополучии домашних животных, хорошем отеле коров и пр. В северо-западной Хорватии даже месяц январь называли Antonski mesec; в Истрии (Хорватия) образ святого Антония вешали в хлеву над яслями для защиты скота от сглаза и мора. Словенцы говорили детям, что новорожденных телят приносит св. Антоний; и вообще, в Словении св. Антоний был одним из самых почитаемых зимних святых. Он изображался с поросенком, символизировавшим нечистых духов, искушавших св. Антония в пустыне; поэтому в народной традиции этого святого называли "п"росятником" и считали покровителем свиней, а в день его памяти приносили к его алтарям и статуям жертвенные окорока и колбасы, молясь о благополучии всякого скота.

Во многих местах св. Антоний считался также исцелителем от разных болезней. Например, в некоторых русских деревнях ему молились о защите против "Антонова огня" и "рожи-болести". В вост. Сербии Антоний и его "брат" Афанасий почитались как "чумные" святые, их дни праздновали для защиты от чумы. Болгары также почитали этих "братьев" защитниками от чумы и рассказывали, что кузнецы Антоний и Афанасий сумели поймать Чуму и сковать ее цепью; при этом в некоторых местах бытовало еще поверье, что в "Андоновден" все болезни собираются вместе, а на следующий день расходятся по людям, поэтому хозяева запирали ворота и завешивали окна, чтобы не пустить их в дом. В с.-вост. Болгарии в день св. Антония пекли специальные пресные лепешки, мазали их медом и раздавали соседям, а одну оставляли на чердаке в качестве умилостивительной жертвы для Чумы.

По русскому выражению, "Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет - все морозом стянет" (т.е. около этого дня бывают оттепели, но затем их сменяют лютые афанасьевские морозы).

© Наталья Шапарова