18+

Праздники: 14 февраля

14 февраляя (1 февраля ст.ст.). Трифон-Звездистый; день памяти святого мученика Трифона.

На Трифона звездно - весна поздняя.

В некоторых местах верили, что на Трифона на звезды глядеть нелязя, иначе "обожжет мыши-ным огнем: звезды в эту ночь, что свет гнилушек, они не греют, а знобят".

На Трифона в русских деревнях заговаривали мышей, чтобы не портили скирды с хле-бом. Этот обычай, по всей видимости, был связан с легендой о том, как святой Трифон еще в юности спас жителей родного села от голода, силой своей молитвы изгнав с полей вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.

В некоторых местах на св. Трифона лечили кликуш и бесноватых, так как, по легенде, этому святому еще в детстве Господь даровал силу изгнания бесов и исцеление разных бо-лезней (однажды он даже изгнал беса из дочери римского императора Гордиана).

На св. Трифона (в первый день февраля, месяца свадеб) сельские девицы молились ни-спослании им хороших женихов.

14 февраля - день святого Валентина.

Собственно говоря, этот праздник для нас совершенно чужой - так же, как и нежно любимый европейцами Хэллоуин (который у нас еще не прижился: пока). "Валентинов день" был занесен к нам шальным ветром с Запада, задувшим лет десять-пятнадцать назад и с тех пор все крепчавшим с каждым годом. Культура Америки, представляющая собой гремучую смесь традиций самых разных народов (от европейцев-эмигрантов до американских индейцев и вездесущих китайцев), ворвалась в нашу жизнь подобно урагану, а братья-славяне радостно кинулись в его эпицентр - и пошла круговерть по всей матушке-России: да и не только. Вот уже и говорить стали на смеси русско-английского сленга, и чужие праздники справлять с истинно русским размахом, уже не обращая внимания, что празднуем - день взятия Бастилии или День Независимости.

Ну ладно, давайте хоть разберемся, что же это за чудо такое - Валентинов день, чтобы знали, что отмечаем.

Согласно несколько расплывчатым легендам, великомученик Валентин родился в третьем веке н.э. в г.Терни Римской империи. И нашел свое призвание, став священником. А через некоторое время на него за что-то осерчал римский император Юлий Клавдий II. По одной версии (на мой взгляд, более правдоподобной), священник был осужден и казнен за то, что оскорбил древних богов. По другой же версии, император Клавдий запрещал своим воинам жениться, дабы они во время доблестной своей службы не отвлекались на всякие посторонние мелочи, вроде жен и детей; ну а молодой священник (который, видимо, свято чтил ветхозаветное наставление Господа: "Плодитесь и размножайтесь", а также заповедь: "Люби ближнего своего") тайно венчал желающих и вообще всячески покровительствовал влюбленным. За это св. Валентина бросили в тюрьму, и там он познакомился с дочерью надзирателя, к которой немедленно воспылал любовью. Перед своей казнью 14 февраля 269 г. он отправил возлюбленной письмо с объяснением в любви; отсюда, как говорят, и пошли популярные ныне открытки-валентинки.

Впоследствии св. Валентина провозгласили Святым всех влюбленных, а его мощи ныне хранятся в Мадриде, в церкви св. Антония. Как говорят, в ходе раскопок в Риме в XVIII веке были обнаружены останки более ста человек, замученных за христианские убеждения, в том числе и останки св. Валентина; но так как разместить их в храмах Рима оказалось просто невозможно, было принято решение распределить их между католическими государствами. Таким образом, в Испании оказались св. Пантелеймон и св. Валентин. Мощи последнего, по решению настоятеля церкви св. Антония, с 1966 г. выставляются 14 февраля на всеобщее обозрение, и сотни жителей испанской столицы утром этого дня специально направляются в церковь, чтобы поклониться покровителю всех влюбленных.

Обычаи Валентинова дня были, в общем, примерно одинаковы повсюду и почти не претерпели изменений еще с прошлого века. В этот день полагалось дарить любимым "валентинки" (обычно в виде сердечек или с сердечками на обложке), цветы и небольшие подарки. Подобный обычай сегодня - просто Эльдорадо для владельцев супермаркетов и цветочных магазинов. Например, в США за месяц до Валентинова дня в магазинах появляются сотни разнообразных "валентинок" с широчайшим ассортиментом любовной лирики: можно без труда отыскать как довольно расплывчатое поздравление, подходящее кому угодно, так и конкретные пожелания любимому человеку. А ближе к празднику прилавки начинают ломиться от тортиков и конфет в сердцеобразных коробках. Повышается и спрос на живые цветы, а также на разнообразные праздничные сувениры (которые, между прочим, делятся на несколько категорий, ибо, согласно неписанному закону, подарок "из вежливости" обязательно должен быть недорогим, не больше 10 долларов, а все более ценное - это уже несомненный признак искренной заинтересованности и личной симпатии дарителя).

Кое-где все еще вспоминают старинный обычай на Валентинов день избирать себе Валентина или Валентину. В Англии, например, и сейчас еще существует поверье, по которому первый мужчина, повстречавшийся девушке 14 февраля, должен весь год быть ее Валентином - вне зависимости от ее или его желания. А вообще-то, в древности в Англии и Шотландии существовали даже особые выборы Валентины: накануне 14 февраля молодые люди собирались вместе и клали в одну урну бумажки с именами девушек, по числу собравшихся, а потом каждый юноша вынимал себе бумажку, и девушка, имя которой ему досталось, на весь год становилась "Валентиной", а он - ее "Валентином". Подобные отношения вполне могли иметь и логическое продолжение; но даже если молодые люди и не образовывали супружескую пару, все равно они становились чем-то вроде рыцаря и его "дамы сердца". Вероятно, именно об этом обычае говорится в песне безумной Офелии:

"Завтра Валентинов день,

И с утренним лучом

Я Валентиною твоей

Жду под твоим окном.

Он встал на зов, был вмиг готов,

Затворы с двери снял;

Впускал к себе он деву в дом,

Не деву отпускал".

Между прочим, подобный обычай гораздо больше напоминает языческий обряд, чем христианский ритуал, и скорее всего, является частью древнего языческого культа. Это вполне логично: ведь Валентинов день приходился на время древнеримского празднества Луперкалий, изначально пастушеского праздника, посвященного отгону волков от стад, а потом праздника плодородия в честь Юноны. Вспомним, что все языческие праздники плодородия отличались разнузданностью и сексуальной раскрепощенностью, т.к. считалось, что плодородие людей напрямую связано с плодородием земли; и Луперкалии, очевидно, не были исключением. Слово Lupa, волчица, у римлян являлось синонимом "проститутки" и шире - сексуальной разнузданности. При этом волков почитали в Риме как священных животных; по легенде, основатель города Ромул и его брат Рем были вскормлены волчицей.

Кстати сказать, подобные представления были известны очень многим народам, в том числе и славянам. В частности, февраль и вообще зимние месяцы практически повсеместно в Европе считались "волчьими" месяцами, и собственно сама зима, ее метели и вихри представлялись волками (ср. хотя бы скандинавские легенды о конце мира, который наступит, когда волк пожрет солнце и наступит вечная зима). С другой стороны, волки олицетворяли плодородие и считались священными животными небесных божеств - подателей всяческих благ: ср. греческого Аполлона, русского Дажьбога и пр.

Так вот, судя по всему, праздник св. Валентина заместил языческие празднества плодородия, "перелома года", его "поворота" к весне, и перенял часть его традиций. В истории христианства такое наблюдается не впервые. Правда, православная церковь изо всех сил подавляла все те старые народные обычаи, которые имели заметную сексуальную символику; но католичество несколько терпимее относилось к таким вещам. Между прочим, это, возможно, и было причиной того, что православная церковь не слишком одобряла вторжение праздника св. Валентина на свою территорию. Великомученика сего некоторые отцы церкви считали фигурой "сомнительного исторического и церковного происхождения"; намекали даже на то, что реальным прообразом святого послужил актер Рудольф Валентино (умерший в 1926 году), считавшийся одно время "богом любви и идеалом любовников":.

© Наталья Шапарова