18+
|
|
||||||||||
Праздники: 29 февраля29 февраля. Касьян; день памяти святого Иоанна Кассиана Римлянина.В народном календаре Касьянов день занимал особое место. Если обычные святые счи-тались в народе заступниками, милостивыми охранителями от всяческих бед, то Касьян по-всюду именовался немилостивым, грозным, завистливым, злопамятным, скупым, недобро-желателем и пр. О нем в русских селах говорили: "Касьян на народ - народу тяжело. Касьян на траву - трава сохнет. Касьян на скот - скот дохнет", "Зинул Касьян на крестьян", "Касьян на что не взглянет, все вянет", "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать", "Как Касьян немилостиво на баб взглянул, только и слышно: то там, то тут баба родами умер-ла; как Касьян немилостиво на мужиков взглянул - только и слышь, что мужик опилси", и пр. Подобные представления о св. Кассиане, по мнению исследователей, объяснялись от-ри--ца--тель-ным отношением славян к високосному году , воплощением которого был Касьян (отсюда "Касьянов год", т.е. високосный год). Например, русские крестьяне считали високосные года особенно несчастными, полагая, что именно во время них приключаются всевозможные беды: и скот падает, и деревья сохнут, и повальные болезни бродят по земле, и раздоры разгораются, и даже войны происходят. В "касьяновский год" старались не венчаться (чтобы брак не оказался неудачным) и не браться ни за какое новое важное дело; на Украине верили, что у коров в этот год пропадает молоко. Ну а уж сам Касьянов день издавна и повсеместно считался самым страшным и опасным днем в году. В центральной России в этот день и накануне прекращали все работы ("иначе Касьян накажет и заболят руки"); при этом "Глаз Касьяна" считался настолько опасным, что 29 февраля крестьяне предпочитали вовсе не выходить из избы, особенно до солнечного восхода, не выпускали птицу и скот, чтобы Касьян "не глянул". В некоторых местах советовали на Касьяна и вовсе проспать до обеда, чтобы таким образом чтобы переждать самое опасное время и избежать беды. В Сибири накануне Касьянова дня цыплят сажали под квашню, а то "Касьян головы им заворачивает. Которы с этого пропадают, а которы уроды делаются". Родившийся в Касьянов день, по народному убеждению, всю жизнь будет несчастлив; на Украине про таких говорили: "Касьян оком наглянув - не буде с цего рожденнаго добра". Согласно народным легендам, Касьян был лишен Господом ежегодного праздника в наказание за заносчивость, злобу, за отказ помогать людям в беде и т.п. Например, рассказы-вали, что Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде - "вот почему и положено ему быть именинником через три года раз". По другим легендам, Касьян не захотел пособить крестьянину починить сломанную ось; отказал в помощи вдове; ничего не делал для нуждающихся, кичился своим благородным происхождением (он "из панов, княжий сын"); для забавы подпалил усы Иоан-ну Крестителю, и т.д. При этом Касьян часто противопоставлялся святому Николаю как ми-лостивому святому, который за свои добродетели был награжден двумя праздниками в год. Например, по одной из легенд, однажды Касьян и Николай Чудотворец (Никола) шли по до-роге и встретили мужичка, попросившего их помочь ему вытащить увязший в грязи воз; Касьян отказался, сказав, что боится запачкать свою райскую ризу, а Николай помог выта-щить воз; когда же они явились к Богу, тот спросил Николая, где же тот выпачкался, и узнав, что Касьян отказал в помощи мужику, а Николай помог, дал Николе два праздника в году (весной и зимой), а Касьяну - один раз в четыре года. По другой легенде, Касьян был наказан за то, что злословил о св. Николае, спасающим тонущий корабль; или за то, что намеренно опрокинул в грязь Николая, когда тот помогал мужику вытягивать воз, а затем толкал воз одним пальцем, делая вид, что помогает. В Вологодской губернии Касьяна считали "опальным" святым и рассказывали про него такую легенду: "Святой Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впослед-ствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял молитвам грешника и сжалился над ним, но, из осто-рожности, все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на чет-вертый отпускать на волю, взглянуть на белый свет". В некоторых украинских селах говори-ли также, что Касьян был некогда вором, который, раскаявшись, повесился на осине (подоб-но Иуде); Господь отдал душу Касьяна св. Николаю, разоблачившему вора, но за преступле-ния дал Касьяну один праздник в 4 года. На Украине же ходила легенда о том, что Касьян - одно из 13 небесных светил; на празднике ему не дали ложки, и он со злости "зник" (исчез), а его дни разобрали остальные 12 светил (так стало 12 месяцев в году); когда же Касьян сно-ва появился через 3 года, ему уделили один оставшийся день. Русское поверье связывает праздники Касьяна с верой в "дурной глаз": якобы когда Касьяна праздновали ежегодно в мире было много бед ("Касьян имеет глаз и своим глазом косил"); чтобы уменьшить причи-няемое им зло, Господь оставил ему только 1 праздник в 4 года. В народном представлении образ Касьяна был очень близок к образу злых духов . Во многих местах он даже вовсе не считался святым и прямо приравнивался к нечистой силе: считалось, например, что он, подобно дьяволу, охраняет ворота в ад и повелевает ветрами, насылающими мор на людей и скотину: ветры он держит на двенадцати цепях и за двенадца-тью замками, но время от времени отпускает их на землю, и они несут с собой моровое по-ветрие. Иногда к этой легенде присовокупляли еще, что сам Бог приказал образ св. Касьяна ставить в церквах на задней стене, т.е. над входной дверью. Касьяна в легендах часто описывали хромым, косым, кривым, черным и лохматым, за-росшим шерстью с ног до головы, и т.д. (т.е. наделяли характерными признаками черта); да-же на иконах Касьян порой изображался как черт. Согласно некоторым легендам, Касьян сидит неподвижно и не видит "божьего света" из-за ресниц, которые достигают его колен; живет он в пещере, куда не проникает свет, или лежит в яме, засыпан-ной землей. На Касья-нов день нечистая сила будто бы поднимает Касьяну веки и тогда он оглядывает мир своим недобрым взглядом, отчего болеют люди и животные, гибнет урожай, происходят войны, эпидемии и землетрясения. Если Касьян взглянет на скотину, она немедленно околеет, взглянет на лес - тот засохнет на корню, а если глянет на человека - "будет тому великое не-счастье" (скорее всего, этот человек погибнет). В некоторых местах полагали даже, что взгляд Касьяна губителен настолько, что может уничтожить целые города. Про угрюмого, тяжелого и необщительного человека в народе говорили, что он "касьяновец", "Касьяном смотрит" ; нередко считали, что такой человек может сглазить, и предупреждали: "Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, как от Касьяна - живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут". По украинской легенде, Касьян первым из людей сделал серп и косу, но при этом покалечил трех своих братьев; после смерти он раз в четыре года ходит по свету и от его взгляда творится всякое зло. Как и разных нечистых ду-хов, Касьяна часто старались умилостивить специальными подношениями и чествова-ни-ями: например, чтобы Касьян "не перекосил", его поминали в четверг на масляной, пасхальной и троицкой неделях (ср.: "святому Касьяну три четверга празднуют: на седмицкой, на масленой и на святой неделе") . В некоторых местах Касьян, как святой, все-таки наделялся какими-либо положитель-ными характеристиками. Например, русские и украинцы полагали, что Касьян - сторож ада, который бьет молотом дьявола; а 29 февраля Касьян именинник, и дьявол в это время успе-вает навредить людям . В високосный год в некоторых районах совершались даже особые молебны перед иконой св. Касьяна Римского, чтобы Касьян "удержал дьявола, который ры-щет по свету и напускает на людей болезни и невзгоды". По одной из украинских легенд, Касьян был сыном бедняков и много работал, за что и был взят Богом на небо; при этом Касьяна считали покровителем девушек и родители молились ему, чтобы он сохранил их дочерей в чистоте и целомудрии. © Наталья Шапарова |
|||||||||||
|
|