18+

Праздники: 25 марта

25 марта (12 марта ст.ст.). Феофан, Григорий; день памяти преподобного Феофана Исповедника, а также святого Григория Двоеслова, папы Римского.

У восточных славян этот день, в общем, не считался важным праздником. В этот день чествовали преподобного Феофана Исповедника - некогда императорского сановника, принявшего позднее постриг и предавшегося иноческой жизни. Согласно легенде, св. Феофан основал монастырь в Сигрианской области и стал его игуменом; за свою праведную жизнь он был удостоен от Господа дара чудотворения, исцелял болезни и изгонял бесов; им было написано несколько книг, в том числе "Хронография" (история христианской церкви с 285 по 813 год); умер же этот святой в глубокой старости, заключенный в темницу за отказ "принять ересь" во время возобновления иконоборчества.

В день памяти св. Феофана (как и во дни памяти многих других "весенних" святых) на Руси традиционно гадали о погоде и будущем урожае: считалось, например, что густой туман на день св. Феофана "съедает снег" и предвещает урожай на лен и коноплю: "День туманом мглист - будет лен волокнист", "Если утром туман Григорию дорогу застит, быть большому урожаю на коноплю да на лен белый, на волокнистый!"; вероятно, в связи с этим на св. Григория принято было разбрасывать по двору горсть-другую конопляного и льняного семени на корм птицам. Кроме того, на Григорьев вечер русские крестьяне особенно зорко присматривали за лошадьми, в связи с поверьем о том, что если в эту пору коню занедужится, то быть ему все лето "не в своей силе", а потому для летней работы он не сгодится.

У католиков день 12 марта (ст.ст.) пользовался значительно большим почитанием, так как в этот день отмечали память Григория Великого, Григория Двоеслова . У южных и западных славян святого Григория почитали покровителем учителей и учеников, а в Словении его почитали также церковные певчие, ремесленники, каменщики; в день его памяти в школах устраивались праздники - "грегорки", "грегорианки" , а по селениям совершались колядные обходы славельщиков и ряженых. Например, во многих католических областях в день св. Григория по дворам группами ходили школяры и церковные служки, а иногда и учителя, нередко ряженые святыми, ангелами и пр. Участники таких обходов переходили от дома к дому, пели песни, читали стихи и славили святого Григория, а также разыгрывали небольшие сценки , напоминали о приближении весны и произносили различные благопо-желания, за что хозяева одаривали их мелкими деньгами, продуктами и пр. Интересно, что в Чехии и Словакии целью таких обходов было привлечение в школу новых учеников; например, в некоторых чешских деревнях школьники, совершавшие обход, при входе в дом пели: "Под знамя учителя, Великого Григория, патрона нашего, сегодня мы вербуем детей и в школу их возьмем". Кое-где после таких обходов колядовавшие дети собирались в дом учителя и из собранных ими продуктов жена учителя готовила для них угощение.

Вообще же, основной целью колядных обходов в день св. Григория (как и любых по-добных праздничных обходов) была стимуляция плодородия и отмечание "перелома года". Колядники, посещая дома, желали хозяевам всяческих благ - хорошего урожая и приплода домашних животных, счастья в доме и успехов в делах, а хозяева в ответ приносили своеоб-разную жертву, одаривая посетителей разными яствами (при этом считалось, что чем лучше одарят колядников, тем вернее сбудутся их пожелания; а в наказание за скупость хозяевам грозит неурожай и всякие несчастья в течение года). Помимо этого, колядники традиционно участвовали в различных обрядах, проводившихся хозяевами для обеспечения благополу-чия.Например, в Словакии колядники, пришедшие в дом, совершали разные магические дей-ствия, стимулирующие высокую яйценосность домашней птицы и урожайность садов. Со-глас-но чешским рукописным свидетельствам (сер. XVIII в.), обходивших дома в день св. Григория школьников хозяйки выгоняли метлой, чтобы изгнать из жилища блох, тараканов и прочую нечисть.

В западной Чехии на св. Григория устраивали праздник, посвященный весеннему севу и называющийся "rehorske voracky", главным событием которого также были молодежные обходы домов; возглавлял такие процессии парень в остроконечной шапке и маске (или с вымазанным сажей лицом), с ног до головы обвитый пшеничной и ржаной соломой (символ плодородия, урожая). Приходя в каждый двор, участники процессии пели и танцевали, после чего желали хозяевам богатого урожая хлеба и фруктов, полный двор птицы и скотины; хо-зяева же в ответ одаривали парней деньгами и хлебом, а девушек - яйцами .

Совершались в день св. Григория и другие обряды и поверья, связанные с плодородием, достатком и началом работ летнего времени. Например, в этот день кашубские рыбаки начинали лов лососевых рыб (отсюда возникла пословица: "На святого Григория беги, рыбак, к морю"), причем обставляли это событие разными магическими обрядами: сперва, еще на берегу, освящали невод (присутствие женщин при этом запрещалось), затем выходили в море и бросали в воду песок, смоченный в крови лосося, чтобы обеспечить успешный улов ("чтобы поймалось столько рыбы, сколько было песчинок"). В некоторых местах со дня св. Григория начинались пахота и сев; и во многих районах этот день считали концом зимы и началом весны и полевых работ . В Хорватии верили, что в день св. Григория "всякая птица гнездо завивает" ; а в Словении полагали, что птицы в этот день устраивают свои свадьбы и пиры, развешивая угощение по веткам (поэтому в Белой Краине дети искали в этот день на кустах булочки и баранки). Около дня св. Григория заканчивались зимние работы (в частности, прядение); а ремесленники с этой поры до дня св. Михаила (29.IX) переставали зажигать лучины и работали только при дневном свете.

Со днем св. Григория связывали представление о весеннем возрождении солнца, а с ним и вегетативной силы земли. В честь этого события словенцы в канун св. Григория или вечером в самый день праздника разжигали обрядовые костры и "пускали огонь по воде", т.е. сплавляли по течению реки зажженные свечи, установленные на маленьких деревянных лодочках, домиках, церковках и пр., либо на льдине, ободе от корзины или решета, деревянном обруче от бочки, старом деревянном башмаке и т.п. В некоторых местах укладывали на какие-либо плавающие предметы вязанку хвороста, солому или стружки, поджигали их и сплавляли по реке; или обвивали соломой и обливали смолой старые березовые веники, а вечером зажигали их от общего обрядового костра и крутили ими в воздухе, а затем бросали обгоревшие веники в воду. Кое-где принято было пускать на воду старые корзины с облиты-ми смолой и подожженными стружками; этот обряд сопровождали словами: "Святой Григо-рий свет в воду бросает", и верили, что вместе с этим огнем вода унесет все горести и неприятности прочь.

© Наталья Шапарова