18+

Праздники: 30 марта

30 марта (17 марта ст.ст.). Алексей - Человек Божий, Алексей - С гор вода (С гор потоки), Алексей Теплый, Пролей кувшин; день памяти преподобного Алексия.

Святой Алексей был сыном знатного римлянина, живший во времена папы Иннокентия I-го (402-416 гг.). Согласно легенде, он ушел из отцовского дома в пустыню и долгое время пребывал там, а когда вернулся из своего подвижничества, родители не узнали его, и он доживал свой век в бедности и всеобщем пренебрежении, лишь перед самой кончиной открыв свое имя. Житие его послужило темой для целого ряда легенд в средневековой поэзии, дошедших и до русского народа; так что со временем и на Руси о нем стали слагать легенды. Согласно этим легендам, родителями св. Алексея были римский князь "великий Ефимьян" и "супруга его Аглаида"; они были бездетны и долгие годы молились Богу о ребенке, пока, наконец, их молитвы не дошли до "Престола Всевышнего Князя князей земных". Господь даровал им прекрасного младенца, который удивительно быстро рос ("Лексеюшко, Божий человечек, не по годах рос, а по часах, не по часах рос, а по минутах) и с малых лет поражал всех своим умом ("Никто Лексеюшки не научает, сам Лексеюшка больше знает, он и старыя книги прочитает, и пером-рукой-чернилом чисто пишет"). Родители не могли нарадоваться на него, но настал срок - и захотелось им внуков-правнуков; против воли они обручили сына с "княгиней из Ирусалима" (по другому варианту - знатную девицу, которую "избрали по всему Рыму"). Однако Алексей, желавший "со младости лет Богу потрудиться", в первую же брачную ночь самовольно и втайне покинул отчий дом, напоследок сказав своей молодой княгине: "Не бойся никого больше Бога, а надейся на Бога на святого! Покидаю я тебя с отцом с матерью, на тебе от меня шелков пояс, со правой руки золот перстень! Когда шелков пояс разоткется, а с руки золот перстень разойдется, тогда мы с тобою переставимся, в одным гробнице спокладемся, одною пеленою пеленимся, одною доскою накрыимся, одним проводом проводимся!" Затем Алексей ушел из отцовских "палат белокаменных", обменял-ся одеждой с каким-то нищим и на быстром корабле (по другой версии - пешком, по воде аки посуху) пересек море и прибыл в Иерусалим, где много лет молился Богу. Однажды явилась ему Пречистая Дева и сказала ему: "Полно тебе Богу молиться! Пора у свой дом подъявиться!.. Уж тебя батюшка не узнает, и государыня-матушка не узнает, ни млодая обрушная княгиня!" Алексей внял ее словам и вернулся в родной город, стал на паперти и увидел, как его отец родной всех нищих милостыней оделяет и просит их поминать его сына, который в дальних краях исчез. Алексея же, который от своей подвижнической жизни сильно изменился, князь не узнал. Алексей подошел к нему как нищий и просил его выстроить "кельню-богадельню" во имя его сына; когда же князь спросил "нищего", знал ли он его сына, Алексей ответил, что он с ним "в единой палатке пребывал, единый хлеб-соль вкушал, единую одежду носил, вместе с ним грамоте учился" (и т.д.). Тогда князь повелел своим слугам выстроить кельню на лучшем месте и отправлял "нищему" еду со своего стола; однако диавол, надеясь "погубить терпение" смиренного подвижника, вселил злобу и зависть в сердца слуг, и те, вопреки приказу, выстроили богадельню "по левой руке на смердищи", а кушанья с княжеского стола съедали сами, отдавая Алексею только помои. Однако святой не роптал и, как и прежде, молился Богу. От Господа узнал от точный день и час своей кончины, и перед самой смертью написал, кто он такой и откуда. Когда же святой скончался, в городе сами собой зазвонили церковные колокола, задымили кадила, затеплились перед иконами свечи. Духовные власти, вняв этому знамению, стали искать "преставленного и святых мощей проявленных", но ничего не нашли, и тогда, по их молитве, глас Святого Духа указал им, где лежит тело Божьего Человека. Тогда все открылось, и князь с княгиней оплакали тело сына своего; а когда стала оплакивать его молодая жена, "обручная княгиня", исполнилось предсказание Алексея: "ее шоуков пояс разоткауся, сы правой руки перстень разышоуся: тогда в гробнице сположились, одной пеленой пеленились, одной доской накрывались, одним про-водом провожались". Погребение подвижника длилось трое суток, и церковь была полна так, что сам князь-отец сквозь толпу не мог пройти к гробу сына, и даже когда он повелел слугам разбросать золото (чтобы таким образом расчистить себе дорогу), никто на него и не взглянул - все, от знати до простонародья, рвались к телу "на прощание". В это время "явил Господь чудо великое: слепым давал прозрение, глухим давал прослышанье, безумным давал разум, болящим, скорбящим - исцеление, всему миру было поможение". Заканчивалось же это сказание словами: "Объявил Алексей святую свою славу во всю святорусскую землю; он был Богу, свет, угоден, всему миру он доброхотен".

По этой легенде можно понять, каким уважением пользовался у восточных славян (да и славян вообще) святой Алексей. При этом, однако, со днем его памяти связывалось не так уж много обычаев и поверий. День Алексея Теплого считался началом весны и весенних вод, временем таяния снегов и освобождения источников ото льда, отчего в народе говорили: "Придет Алексей, человек Божий, - побежит с гор вода!", "Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей!", "На Алексея - с гор вода, а рыба со стану (т.е. рыба трогается с зимней лежки и трется под берегами)!", "На Алексея Теплого рыба (щука) хвостом лед разбивает", "Алексей, человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит!", "На Алексея все подземные источ-ники разверзаются" и т.п. С Алексея начинались весенние да летние хлопоты: "На Алексея Теплого доставай ульи из мшенника!", "Покинь на Алексея Позимнего сани, ладь-готовь телегу!", "Придет Алексей, человек Божий, - брось сани на поветь!", "На Алексея выверни оглобли из саней" и пр. По старинным деревенским приметам, "каковы ручьи на Алексея, таковы и поймы (разлив) по весне"; "если на святого Алексея с гор дружно бежит вода - ожидай благоприятной весны, хорошего покоса и доброго урожая"; "коли на Алексея Тепло-го не заплачут снега разом - быть плохим кормам: станет животина на Алексея, человека Божьего, Богу жалобиться", и т.п.

На Алексея, по народному наблюдению, прилетают первые журавли или аисты и начинает петь овсянка, призывая людей к сельскохозяйственным работам: "Кидай сани, бери воз!" или "Дiду, дiду, сiй ячмiнь!" . Украинские крестьяне на св. Алексея (а также на Евдокию и на Сорок мучеников), выйдя из церкви, сразу отправлялись в амбар и отбирали самое лучшее зерно для будущего сева, полагая, что тогда будет хороший урожай и "пшеница будет чистой, как золото").

Более других святого Алексея почитали пчеловоды, рыбаки и охотники, у которых с 17 марта связывались свои поверья и ритуалы. Так, например, черниговские охотники верили, что на св. Алексея Теплого медведь выходит из берлоги, а лисы переселяются в новые норы и три дня они слепы и глухи. Пчеловоды на Алексея выносили свои ульи на пасеку и выпускали пчел, окуривали улья ладаном и первыми цветками ржи молились св. Алексею, чтобы он защитил пчел от всяких напастей. По погоде 17 марта пчеловоды гадали о том, хорошо ли будут роиться пчелы и много ли дадут меду. Ну а рыбаки, особо отмечая связанного с водой и вскрытием рек святого, говорили, что тем, кто не почитает св. Алексея, "рыба на руку не идет", и, считая Алексея своим покровителем, в день его памяти обязательно пряли неско-ль-ко ниток для сети, "чтобы рыба хорошо ловилась" .

Некогда во многих русских городах ко дню Алексея Теплого приурочивались народные забавы и в первую очередь гусиные бои, "гусиная потеха"; с этим Алексеевским "спуском бойцовых гусаков" мог сравниться разве что осенний день Никиты-гусятника (15 сентября).

© Наталья Шапарова