18+

Праздники: 2 апреля

2 апреля (20 марта ст.ст.). Фотиния; день памяти св. мученицы Фотинии Самарянки.

Св. Фотиния у русских крестян считалась целительницей и защитницей от "трясавич-ной болезни", лихорадки, поэтому во многих городах и селах принято было служить ей мо-лебны о страдающих трясавицей; а иные знахари выписывали на кусочке бумаги тропарь мученице Фотинии и, завязав ее в ветошку, давали больному носить на шее три или девять дней, а затем заставляли больного либо проглотить эту записочку, либо сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся пепел.

Трудно сказать, на каком основании мученице Фотинии приписывали дар исцеления от лихорадки. Предположительно, поводом к этому послужило свидетельство Пролога о чудес-ном исцелении св. Фотинией дукса Севастиана от болезни, при которой он "разжегся лицем и паде на землю от зельныя, великия и лютыя болезни", а также о том, что на мученицу и других женщин-христианок не подействовало смертоносное зелье, которое дал им выпить волхв. Предположительно, некогда существовали и другие баснословные греческие и рус-ские сказания о св. Фотинии, объяснявшие дар исцеления этой святой.

Собственно, связь мученицы Фотинии с обрядами, изгоняющими "трясавиц", могла объясняться и тем, что день ее памяти приходится на середину марта, т.е. на то время, когда люди более всего подвержены разным болезням и, в частности, лихорадкам . Причинами этих болезней были, в первую очередь, условия жизни обычных крестьян. В частности, мно-го заболеваний вызывала вода, с которой весной дела обстояли особенно плохо: так, во мно-гих деревнях воду брали из ручьев, речушек, ключей и озер, а эта вода часто портилась при-током дождевых вод, несущих с собой всякие нечистоты. У прорубей зимой также скаплива-лось много грязи: ведь там не только брали воду, но и стирали, поили скот и пр.; поэтому, с таянием льда и снега, все эти нечистоты опять-таки оказывались в водоемах . Конечно, от такой воды людей начинало лихорадить, возникали боли в животе и пр. Другой источник лихорадок - весенние ветры и переменчивая погода: крестьянам свойственно было пренеб-регать своим здоровьем, поэтому их, разгоряченных припекающим солнцем и жаркой рабо-той, к тому же одетых кое-как, запросто могло "прохватить" весенним холодком. Отсюда, собственно, и народная вера в то, что демоны-лихорадки особенно злобствуют весной : по поверью, именно в весеннюю пору их выпускают из ада, и тогда они, голодные и обозленные на весь мир, нападают на первых встречных, вызывая кашель, ломоту, насморк и т.д.

© Наталья Шапарова