18+

Праздники: 6 мая

6 мая (23 апреля ст.ст.). Юрьев (Егорьев) день, Юрий Вешний, Весенний, Егорий Храбрый; день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Егорий землю отмыкает.

Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь).

Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы.

Егорий с водой, а Никола с травой.

На Егорья мороз - будут просо и овес.

На Егорья мороз - гречи хороши (Тамбовская обл.).

Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю - ожидай теплой осени (Тамбовская обл.).

Как на Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. Юрий росу спустил.

На Юрья роса - будут добрые проса.

На Юрья роса - не надо коням овса.

Гони животину на Юрьеву росу.

Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. Для здоровья катаются по Юрьевой росе.

В Белоруссии о человеке слабого здоровья говорили: "Вряд ли ему выйти на Юрьеву росу!" (т.е. выражали сомнение, что он доживет до весны).

На Юрьев день женщины некоторых мест прибегали к весьма своебразным способам обеспечения плодовитости домашних животных, ср., например: "На Юрья росу сбиралы до сходу сонца. Коровы кропилы, коб молока було много" (Брестская обл.), "На Юрья колысь росу збиралы. Раненько ишчэ, то не пускають ничого на росу, а ўжэ баба яка идэ да и збирае чы рукою, чы ў хўартучок, шоб куры неслися, шоб яйца булы" (Житомирская обл.) и т.п. Интересно, что подобные же способы применялись ведьмами для того, чтобы отобрать урожай или молоко у коров.

Юрьев день, как дата первого весеннего выгона скота в поле и один из главных скотоводческих праздников, во многих местах считался временем особой активности ведьм и родственных им существ, отбирающих у коров молоко. Например, у всех восточных славян (и особенно у украинцев и белорусов) существовало поверье о том, что в ночь или рано утром на Юрьев день ведьма собирает росу на межах и пастбищах, волоча за собой по траве полотно (или полотенце, скатерть, сорочку, фартук, платок, цедилку, вожжи), которое она затем выжимает и собранной росой поит или сбрызгивает свою корову; после этого корова ведьмы будет хорошо доиться, а соседские коровы будут терять молоко. Нередко считалось также, что ведьма отбирает молоко у коров, сметая подолом или загребая к себе росу на пастбище руками и при этом окликая коров, перечисляя их имена . Широко было известно и поверье о том, что умелая ведьма может надоить молока и просто с намокшей от росы ткани или с березовых веток, с ножа, воткнутого в соху, с узды, веревки и т.д.; при этом иногда подразумевалось, что молоко, собираемое ведьмой, также принадлежит соседским коровам. Для отбирания молока ведьмы могли иногда похищать след животных, куски навоза, пучки сена или соломы с чужого скотного двора, подкладывая их потом собственным коровам. В некоторых случаях применялись и более сложные ритуалы: так, по рассказам некоторых мест, раньше в канун Егория Вешнего ведьмы ходили по дворам, отворяли ворота и срезали с них стружки, которые затем варили в подойниках, отнимая этим молоко у соседских коров.

Аналогичная картина наблюдалась и у других славян. Так, у болгар и македонцев похищение молока приписывалось магьоснице, броднице, вещице (вештице), мамнице, джадии и пр.: считалось, что эти существа для отбирания молока нагими объезжают чужое стадо, поле или загон со скотом, сидя верхом на навое (вращающейся части ткацкого станка), и при этом иногда опоясывают стадо или загон нитью; или крадут с чужого поля несколько колосьев и скармливают их своим коровам; или собирают росу с полей и кропят, либо поят ей своих коров; или скидывают с неба месяц и доят его, как корову; либо просто тайком доят чужих коров, забравшись на выгон или в хлев (часто - в зверином обличье). У сербов в отбирании молока в Юрьев день (или в предшествующий ему "Бели петак", т.е. в пятницу накануне праздника) обвинялись вештице, ма?иjарке, чи?арице, цопрнице и др.; считалось, что для этой цели они объезжают дом верхом на навое (говорили, что ведьма "jашу вратило") или на маслобойке, либо обходят дом, волоча за собой по земле белую ткань, либо окружают, обвивают чужой загон или поле ниткой и т.д. Примерно такая же картина наблюдалась и на западе южнославянской зоны (в Черногории, Герцеговине, Далмации, Боснии, Хорватии, иногда Словении), где vjestice, jezibabe, coprnice, caratarice, vracare, jurevski carovni и др. объезжали чужие загоны и поля верхом на навое, волоча за собой узду; "доили" узду или веревку; разливали воду на две стороны - поменьше в направлении чужого загона со скотом и побольше к своему; крали что-либо с чужого двора и подкладывали украденное к своему скоту, и т.д., таким образом отбирая молоко и "напредак" (т.е. спор) у чужих коров. Аналогичная ситуация прослеживается и на Карпатах, и на западнославянских территориях (Покутье, Галиция, Львовщина, Буковина, Бессарабия, отчасти Словакия, Моравия, Верхняя Силезия), где начало скотоводческого сезона или некоторые из его важнейших этапов (например, замеры молока), приходившиеся на Юрьев день, провоцировали и "пик" демонической активности, когда bosorka, басурканя, striga, черединница, czeredilnyca, вiдьма, ворошка, чарiвница и пр. отбирают у скота молоко, собирая росу с чужих полей, рассыпая соль по дороге, где должен пройти скот, и т.д.

Для защиты от ведьм, крадущих молоко, в разных славянских областях прибегали к самым разным способам. Например, на западе южнославянской зоны встречались такие формы оберегов, как обычай трубить в Юрьев день и после него в специально сделанные из вербовой коры трубы (так наз. trubaljke, trumbi, trobenti), которые, по народному убеждению, прогоняли ведьм. В восточносербской зоне нередко прибегали к такому способу: хозяин накануне Юрьева дня обходил загон или поле и в том месте, где он "замыкал круг", "учини велику нужду" или как-то иначе помечал это место чем-либо нечистым со словами: "Ево то jе за тога ко оhе да обира" (т.е. "Это для того, кто хочет отобрать"), или: "Коj обира овуj стоку, да обере прво оваj говна" ("Кто обирает этот скот, пусть соберет сначала это говно").

Существовали и другие способы защиты от ведьм, широко распространенные на большей части славянских территорий. Например, во многих местах известен был обычай зажигать отпугивающие ведьм юрьевские костры; на Карпатах этот ритуал сопровождался еще и скатыванием с гор горящих колес. В качестве оберегов от ведьм нередко использовали чеснок, а также ритуальный шум (битье и хлопанье бичами, выстрелы и пр.). Особо оберегали ворота: рисовали на них кресты, клали сверху дерн, втыкали в щели колючки и т.д.

На Юрья дождь - скоту легкий год, скот хорошо пойдет.

На Юрья снег - урожай на гречу, а если дождь - гречи недород.

Коли в Юрьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.

На Егорья в некоторых местах запахивали пашню.

Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.

Ранний посев ярового - с Юрья (Воронежская обл.).

Ранний яровой посев - с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая) (Ярославская обл.).

Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.

Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - сев поздний (Новгородская обл.).

Ранний горох сей до Георгия, поздний - после Георгия (Нижегородская обл.).

Кто сеет овес с Егорья - убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская обл.).

С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

С днем св. Георгия связывался прилет ласточек.

С Юрья начинали прислушиваться к голосу кукушки; кукушка до Егория - к неурожаю и падежу скота. Услышав кукушку первый раз, брякали деньгами, "чтоб водились".

С весеннего Юрья по Семен день, до Покрова или Заговенья совершались сделки и наймы.

С Егорья открывался сезон хороводов: с Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.

Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают по местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, воспринимавшийся как большой праздник и сопровождавшийся различными обрядами, песнями и приговорами.

На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной и освященной в вербное воскресенье.

Егорий - покровитель всякой домашней скотины; кроме того, он воспринимался и как хозяин лесных зверей ("Всяк зверь у Егория под рукой").

6 мая молились святому Георгию, чтобы он защитил, уберег овец, коров, лошадей во время летнего выпаса. При первом выгоне скота в поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен.

Юрьев день - пастуший праздник: пастухов одаривали, кормили в поле мирской яичницей, а также окатывали пастуха водой, чтобы он не дремал летом.

В некоторых местах в Егорьев день совершали особые обряды, связанные с лошадьми: коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными на Крещенье, и т.п.

Сербы и македонцы на Юрьев день взвешивались, чтобы изнать, насколько изменился человек за прошедший год.

© Наталья Шапарова