18+

Праздники: 11 мая

11 мая (28 апреля ст.ст.). Максим, Ясон, Евсей, Маммантий, Сосипатра; день памяти апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, мученика Максима, святых Евсевия и Маммия.

На Максима во многих местах начинается сбор сладковатого на вкус, расположенного к быстрому брожению березового сока - "березовицы" . Для его сбора березки пробуровливали до самой сердцевины, отчего погибало немало деревьев; потому и говорили в народе: "Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь!" Однако при этом сборщиков сока с веками не убывало: там, где хватало березовых рощ, березовицу издревле использовали и как лакомство, и как бодрящее и лекарственное средство. Во многих местах из березового сока делали квас (иногда с примесью солодового сусла) , а иные русские помещики приготовляли из него шипучку и уксус. Сибирские крестьяне, живя на пашне, варили из березового сока чай. Вообще же, березовик зачастую пили просто так, как полезный и прохладительный напиток; в Смоленской губернии при этом приговаривали: "Свяжинка у раток, а здороуя у живаток. Заичья прыткость, медвежья сила, волчиная ловасть" и т.п. В Сибири старожилы говорили: "В лесу даром что ни зеленой травы, ни цветков нет, а полакомиться можно: березовка побежала. Возьмешь туясок подставишь под березку - в день-то глядишь полон туяс накаплет. Из маленьких березок березовка не сладка, да и мало; надо березовку цедить из больших берез".

Деревенские знахари собирали березовый сок "не для лакомства-питья, а на пользу болящему люду" , так как, по словам народных лекарей, средство это помогает при многих недугах. Например, в Пермской губ. березовицу пили от чахотки и употребляли при язвах голени кариозного происхождения, называемых "нырками" . В Забайкалье свежесобранный сок березы давали детям в молоке во время прорезывания зубов. Кроме того, во многих русских и украинских деревнях березовицу применяли для лечения лихорадок, отпаивая свежесобранным соком больных; однако перед этим нередко считали необходимым сперва выкупать больного в дождевой воде или, еще лучше, натереть его мартовским снегом (если, конечно, его сумели вовремя собрать и сберечь). При этом, по мнению русских знахарей, солнечный Максимов день служил верным предзнаменованием того, что "сестры-лихоманки отпустят болящего"; а если в этот день шел снег либо дождь, или наплывал на землю густой мглистый туман, то для больного советовали применять иное лечение: знахари брали "обетныя ладанки", выходили с ними на распутье дорог и ожидали там теплого ветра с полудня, полагая его целебным, и как только начинало тянуть южным ветерком, ему навстречу выставляли ладанки и с особыми заговорами "загоняли" в них ветер, а после клали их на одержимого болезнью, чтобы "излечить его этим ниспосланным из-за теплых морей снадобьем".

По народной примете, теплая и звездная ночь на Максима - к урожаю, а ясный восход солнца - к вёдреному лету.

Восточные славяне полагали, что "на Маммантия у коров молоко прибывает".

Украинцы считали, что на ап. Сосипатра хорошо отлучать детей от груди.

© Наталья Шапарова