18+

праздники/holl/

27 мая (14 мая ст.ст.). Исидор (Сидор) - Огуречник; день памяти святого мученика Исидора.

27 мая. Россия: День библиотекаря.

27 мая. Кыргызстан: День библиотек.

28 мая (15 мая ст.ст.). Пахом-Бокогрей; день памяти преподобного Пахомия Великого.

28 мая. Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан: День пограничника.

28 мая. Россия: День оптимизатора.

28 мая. Азербайджан: День республики.

28 мая. Армения: День первой республики.

Праздники: 14 мая

14 мая (1 мая ст.ст.). Еремей-Запрягальник, Яремник; день памяти пророка Иеремии, одного из четырех великих ветхозаветных пророков.

По преданию, Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам и предрекая им бедствия и разрушительную войну, надел себе на шею сначала деревянное, а потом железное ярмо, изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, и так ходил среди народа; очевидно, за это его и стали именовать в народе Яремником.

Со дня святого Еремея во многих областях начинался весенний сев.

Сей рожь в пору да в золу.

На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.

На Еремея непогода - всю зиму промаешься.

Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.

По обычаю, рожь сеяли преимущественно мужчины, а овес, горох и яровые - бабы.

В Вологодской и некоторых других губерниях существовал обычай при посеве хлеба молиться на полосе на все три стороны, кроме северной, и при этом на каждую сторону бросать по горсти жита, а уже после этого начинать сев.

На Еремея - третья и последняя встреча пролетья (начало лета, пора до Петровок).

Кто первый сеет, тот первый и убирает.

Раннее яровое сей, когда сольет вода, а позднее - когда цвет калины будет в кругу (Воронежская губ.).

Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлить с посевом; в противном же случае спешить не стоит (Воронежская губ.).

Хлеб на хлеб сеять - ни молотить, ни веять.

Не пиры пировать, коли хлеб засевать.

Не радей большому посеву, а радей большому урожаю.

Для получения хорошего урожая во многих губерниях соблюдали следующий обычай: в день засева ни один домохозяин не давал другому ни взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба, полагая, что нарушение этого условия может привести к неурожаю.

На западной окраине славянского мира (у лужичан, чехов и мораван, северо-западных поляков, словенцев) 1 мая имело особое значение: ночь на этот день (праздник свв. Филиппа и Якуба) именовалась в народе Вальпургиевой ночью и славилась как годовой "пик" ведьминской активности, когда все ведьмы слетаются на общий шабаш и там присягают на верность сатане, пьют и танцуют, учат друг друга, как вредить людям, и рассказывают, что сумели натворить за целый год. У лужичан считалось также, что в Вальпургиеву ночь ведьмы собирают травы с 9 полей и 9 межей, после чего там уже не может быть урожая.

© Наталья Шапарова