18+
|
фото
|
||||||||||
Праздники: 14 ноября14 ноября (1 ноября ст.ст.). Кузьминки; Кузьма и Демьян, Козмодемьян (Кузьмодемьян, Космодемьян), Кузьма и Демьян - Курятники, Рукомесленники; день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана.С именем святых братьев Космы и Дамиана и с днем их памяти на Руси связывалось немало поверий, обычаев и обрядов. Так, например, повсеместно эти святые считались великими лекарями, способными исцелять любые недуги; к ним обращались с молитвами о помощи при самых разных болезнях, особенно в день их памяти, 1-го ноября (ст.ст.). Верование во врачебную помощь этих святых возникло на основе сказаний о жизни Космы и Дамиана. Так, согласно Четьи-Минеи, эти святые братья "прияша от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем врачующе всякие болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех". При этом они "не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатиться, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша". Святых братьев почитали также как святых наставников, покровителей наук и помощников в книжном учении; им молились о "прозрении разума к учению грамоте". В одном азбуковнике XVII в. по этому поводу говорилось: "Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану". В житии этих святых нет основания для такого верования; объясняется же оно, очевидно, обычаем, по которому детей начинали обучать грамоте 1-го ноября. При этом покровителями обучающихся грамоте Косму и Дамиана считали не только славяне, но и греки, которые для испрашивания этой помощи специально приходили в храм именно этих святых. Кроме того, святые братья Косма и Дамиан считались покровителями разных ремесел. Во многих местах исстари был известен обычай в честь Космы и Дамиана изготовлять к 1-му ноября какие-либо обетные работы, а вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. К числу работ, которым покровительствовали святые братья-бессребреники, относились, в первую очередь, кузнечное искусство и женское рукоделие. Вероятно, покровительство этих святых женским работам со льном объяснялось тем, что со дня памяти Космы и Дамиана женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу; при этом во многих местах пряхи, с некоторым запозданием принявшиеся за работу, обращались к святым с просьбой помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: "Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними!" Основанием для сближения святых братьев с кузнечным ремеслом послужило, очевидно, созвучие имени Кузьма со словом кузнь, кузница, а также со старым народным названием молота - кузлом. Как покровители кузнечного мастерства, святые Косма и Дамиан были известны повсеместно. Самих святых на Руси нередко называли Божиими кузнецами, полагая, что они сами некогда занимались кузнечным ремеслом, причем ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь именовали Кузьмою, имея при этом в виду святого Косму - Божьего кузнеца: "Узловат Кузьма, развязать нельзя". Атрибутом божиих кузнецов святых Космы и Дамиана в народных поверьях нередко являлось одно из важнейших кузнечных орудий - молот. День памяти этих святых в народе считался особым праздником кузнецов; кузнечного дела мастера, почитая этих святых своими патронами, считали грехом работать в этот день. Вообще, с Космой и Дамианом, как с "Божиими ковалями", связывалось множество примет и поверий, поговорок и обычаев. Так, например, в народе обычны были присловья и поговорки типа: "Кузьма-демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде"; "Закует Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать"; "Не заковать реку зиме без Козмодемьяна"; "Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом"; "Кузьма закует, а Михайло раскует (имеется в виду, что 21 ноября часто бывает оттепель)" и т.п. Кроме того, в восточнославянском фольклоре Косма и Дамиан Божии ковали повсеместно выступали как "кующие свадьбу" персонажи. Так, например, в старинных обрядовых песнях к этим святым братьям (сливающимся зачастую в образ одного Божьего коваля Кузьмы-Демьяна или Космодемьяна) обращались с просьбой "сковать свадьбу крепкую, вековечную, нераздельную", выковать свадебный венец, обручальный перстень, счастливую жизнь в браке и т.п. При этом святые братья у восточных славян выступали как покровители брака и супружества. Подобные поверья, очевидно, объяснялись связью святых с кузнечным ремеслом: кузнецы в народной традиции издревле связывались с браком, деторождением и т.п.; им приписывалась способность "скреплять брачные узы", выковывать амулеты, способствующие деторождению, и т.д. (при этом связь кузнецов с супружеством прослеживается не только у славян: так, например, у германцев благословение брака некогда совершалось через положение молота на колени невесте). Почитание святых Космы и Дамиана как устроителей супружеской жизни объяснялось, кроме того, еще и одной из легенд о совершенных ими чудесах и богоугодных деяниях. Согласно этой легенде, однажды некий муж, собираясь в далекий путь, оставил свою супругу надолго одну, поручив ее покровительству святых Космы и Дамиана; когда же один лукавый человек обманом завлек женщину в пустынное место, собираясь надругаться над ней и убить, святые явились и спасли ее, наказав негодяя смертью. В связи с этой легендой Косма и Дамиан и почитались в народе как покровители святости и ненарушимости христианского брака. Возможно, покровительство Космы и Дамиана свадьбам и женскому рукоделию объясняло то, что повсеместно на Руси день их памяти, называемый кузьминками, слыл девичьим праздником. Существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в этот день как бы хозяйкой дома: она приготовляла для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавала куриную лапшу. Праздник кузьминок девушки отмечали обычно широко и весело: на три дня праздника они, если еще не начались регулярные посиделки в специально отведенной для этого избе, снимали помещение, устраивали ссыпчину и принимали у себя парней. На ссыпчину каждой девушке полагалось принести из дома что-либо съестное в сыром виде для приготовления угощения; при этом в некоторых местах девушки собирались вместе и обходили дома, выпрашивая припасы для кузьминок, а собрав продукты, все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. Посиделки в честь праздника продолжались обычно "до света", причем парни, расправившись с приготовленным угощением, нередко отправлялись воровать соседских кур, чтобы девушки потом приготовили их. К кражам такого рода крестьяне, в общем, относились довольно снисходительно, и если бранились, то только "для порядка". Обязательное угощение в виде курятины в день Космы и Дамиана объяснялось тем, что эти святые братья в простонародье на Руси слыли хранителями и покровителями кур; по этой причине их нередко называли Курятниками, а праздник в их честь - "куриным праздником" или "курячьими именинами". В день памяти Космы и Дамиана хозяева устраивали молебны в курятниках, кропили их святой водой и т.д., а также резали кур и готовили из них обрядовое угощение в честь праздника (отчего в народе существовало присловье: "Кузьминки - куриная смерть"); воронежские крестьяне при этом на Козьмодемьяна непременно подавали на стол жареных курицу и петуха. В Москве хозяйки соблюдали еще и такой обычай: 1-го ноября собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами, а потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка. Почему крестьяне поручили святым Косме и Дамиану заботу о домашней птице, сказать сложно, но вероятно, свою роль тут сыграло то, что куры в народной традиции считались непременной принадлежностью свадебных церемоний и составляли обрядовое свадебное кушанье; кроме того, они нередко использовались в девичьих гаданиях о замужестве и вообще наделялись брачной символикой. Около дня Космы и Дамиана, по народному наблюдению, уже вплотную подступает зима: "Кузьминки - встреча зимы", "Кузьминки - об осени одни поминки". Морозы, однако, начинались обычно позднее, отчего в народе и говорили: "Демьянов путь - не путь, а только перепутье". По погоде в день кузьминок крестьяне ранее судили о состоянии природы в последующие дни зимы или даже на другой год: так, например, по народной примете, если на "Козмодемьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз; снежный же день кузьминок обещает будущей весной большой разлив. © Наталья Шапарова |
|||||||||||
|
|