18+
|
|
||||||||||
Праздники: 7 декабря7 декабря (24 ноября ст.ст.). Екатерина-Санница; день памяти великомученицы Екатерины; катол. св. Филипп.На Руси праздник великомученицы Екатерины с давних времен был одним из самых веселых праздников, особенно для молодежи. В этот день устраивали угощения и всенародные гуляния, приглашали гостей и т.д.; одним из самых популярных развлечений в этот день исстари были гонки на санях, отчего святую Екатерину нередко имено-вали Санницей. Схожие же развлечения устраивались на св. Екатерину и у других славян; так, например, чехи в этот день устраивали особый женский праздник, на котором все роли были перевернуты: женщины (а не мужчины, как обычно) приглашали мужчин танцевать, приглашали и оплачивали музыкантов и т.д. Святая Екатерина практически у всех славян считалась покровительницей молоденьких девушек и невест, а также покровительницей браков; поэтому накануне ее праздника девицы, мечтающие о скорейшем выходе замуж, постились и молились о ниспослании им добрых женихов, а грамотные, кроме того, читали житие св. Екатерины или апостола Андрея. У католиков день св. Екатерины был последней датой перед адвентом (рождественским постом), когда справлялись свадьбы (ср. пословицу: "Святая Катажина потеряла ключи, святой Андрей их нашел и запер скрипки"). Вечер под Екатерину практически у всех славян считался подходящим временем для ворожбы, особенно для девичьих гаданий о замужестве. При этом использо-ва-лись самые разные способы гадания: так, например, девушки вечером под Екатерину клали перед сном под подушку кусок хлеба и загадывали, каков у них будет суженый; либо гадали с зеркалом, свечой, вызыванием "суженого-ряженого" и т.д. При этом во многих местах гаданиями занимались не только девушки, но и молодые парни, желавшие узнать, какие им суждены невесты и какая будет жизнь в браке. Основанием для подобных представлений, по-видимому, послужило опять-таки сказа-ние о жизни великомученицы. Согласно этому сказанию, святая Екатерина происходила из знатного рода и была "зело красна и возрастом высока"; но достигнув совершеннолетия, она не пожелала выйти замуж, сказав своим родителям: "Аще хощете, да посягну за мужа, то обрящите ми такого юношу, да будет подобен мне в четырех дарованиях, ими же аз, якоже сами исповедуете, превосхожу вся прочия отроковицы, и тогда взяти его за мужа изволю. Испытуйте убо всюду, аще будет подобен мне в благородии, в богатстве, в красоте, в премудрости; сипе же оскудевает ему едино от сих дарований, несть мене достоин". Родители долго искали ей достойного жениха, но не нашли его. Наконец, мать св. Екатерины, тайная христианка, привела дочь к своему духовному отцу, благочестивому пустыннику; этот же благочестивый старец давно обращал свое внимание на Екатерину и, слыша немало о ее "благоразумных словесах", положил "уловити ю к познанию Христа Царя Небеснаго", потому и сказал Екатерине, обратившейся за советом, что знает "вем единаго, пречуднаго отрока, иже без сравнения превосходит тя во всех дарованиях, яже рекла еси; красота его побеждает сияние солнечное, премудрость его - вся чувственная и нечувственная создания; богатство сокровищ его разделяется на весь мир и никогда же умалится, но паче умножается раздаваемое; благородие его есть не изреченное, не изглаголанное и не исследимое". Образ этого чудесного юноши так подействовал на Екатерину, что она с этой минуты желала только одного: узреть его и сделаться его женой. Благочестивый старец вручил ей икону Божией Матери с Богомладенцем на руках и велел молиться Царице Небесной о даровании видения ее сына. После молитвы Екатерину посетило видение Пресвятой Девы, просящей своего сына посмотреть на коленопреклоненную девушку; но Иисус отворачивался от нее, говоря, что эта девушка безобразна, худородна, нища и безумна. Екатерина в печали вновь пошла к старцу; тот принялся наставлять ее в вере Христовой и окрестил ее. И вновь было Екатерине видение Пресвятой Богородицы с Младенцем; но теперь взгляд Иисуса был ласков и светел, и он дал ей кольцо как своей невесте (в Четьи-Минеи замечается об этом: "Богородица прия руку отроковицы и глагола к Сыну: "Даждь ей, чадо мое, перстень в обручение, и уневести ю себе, яко да сподобиши ю царствия твоего". Тогда владыка Христос дал ей один краснейший перстень, глаголя сия: "Се днесь приемлю тя в невесту себе, невесту вечну; сохрани убо согласие сие опасно, да не приемлеши отнюдь жениха земнаго"") . Вероятно, это повествование о чудесном обручении святой Екатерины с самим Господом и послужило поводом молодым людям, ищущим счастья в семейной жизни, избрать эту святую своей покровительницей. Помимо этого, Святая Екатерина почиталась славянами как защитница от многих болезней. Например, восточные славяне считали ее покровитель-ни-цей беременных женщин и рожениц, "помощницею женам в болезнях чадорождения"; к ней обра-ща-лись с особой молит-вой во время трудных родов. Основанием для этого верования послужи-ло, судя по всему, имеюще-еся в Четьи-Минеи и Прологе замечание о том, что великомученица Екате-ри-на была очень просвещенная женщина, и между прочими занятиями, "по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уведе". Вероятно, славяне полагали, что врачебные познания святой Екатерины как женщины были преимущественно направлены на лечение женских болезней, и в первую очередь болезней, связанных с беременностью и родами. В других местах св. Екатерину, как и св. Варвару, считали защитницей от "бабы Шарки" (оспы) и лихорадки; в ее день не работали, "чтобы не почернел дом" (т.е. чтобы никто в семье не заболел и не умер). Считалось также, что раны, полученные в день св. Екатерины, потом долгое время не заживают; этим иногда объясняли запрет работать в этот день острыми и режущими предметами. В Хорватии в день св. Екатерины пастухи не работали, а занимались плетением и ставили святой свечи, чтобы она защитила скот от болезней. Женщины в этот день также избегали разных работ; в Боснии и Герцеговине это объясняли опасением "потерять память" (ср. местное название святой - "Kata pametarica"). В первую же очередь запрет накладывался на прядение и ткачество, а нарушение запрета, по народному убеждению, грозило трудными родами. Интересно, что у гуцулов в день св. Екатерины почитали ласку - зверька, связанного с женскими работами и наделяемого женской символикой, а также функциями домового. Существовало даже поверье, что в ласке, охранительнице дома и скота, бывает воплощена душа хозяйки дома; и если убить домовую ласку, то в доме кто-то умрет, переведутся богатство, счастье и скот. У южных славян образ ласки был тесно связан с прядением и ткачеством; ее иногда соотносили с челноком, при помощи которого ткали холсты. Если лошади утром оказывались все в мыле, считалось, что их гоняла ласка, и в качестве оберега от нее в некоторых местах выносили во двор и клали у ее норы прялку с веретеном. В вост. Фракии и Страндже (Болгария) св. Екатерина почиталась также защитницей от грызунов, и день ее памяти крестьяне называли "мышиным праздником" ("miskin praznik"). Для защиты от мышей и прочих грызунов женщины в этот праздник замазывали глиной очаг и, зажмурив глаза, раздавали соседям вареную кукурузу, чтобы этим "закрыть глаза и пасть" грызунам . Кстати, может быть именно связь дня св. Екатерины с лаской послужила причиной подобных представлений: ведь ласка во многих местах заменяла кошку и слыла истребительницей грызунов, портящих запасы. © Наталья Шапарова |
|||||||||||
|
|