18+

Праздники: 13 декабря

13 декабря (30 ноября ст.ст.). Андрей Первозванный; день памяти апостола Андрея.

Согласно библейской легенде, Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата, св. апостола Петра, с которым вместе ранее занимался рыболовством; за то, что он был первым призван Христом в число апостолов, в православной традиции его обычно именовали Андреем Первозванным. На Руси Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых святых; он издавна считался патроном православия и покровителем русской церкви: так, про него говорили, что его имя "связы-вает мать - церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью".

По преданиям, Андрей немало странствовал по свету, "претерпевая гонения от языч-ников", и повсюду (в том числе и у балканских народов и скифов) проповедовал христи-анство. Отправившись в восточные страны, он по Днепру поднялся до того места, где позднее был построен город Киев, и сказал своим ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Водрузив на горах крест, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Вернувшись затем во Фракию, он в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, основал христианскую церковь. Затем он снова пустился в странствия и, в конце концов, достиг города Патры, где "обратил в истинную веру многих язычников", за что и был по распоряжению римского магистрата распят на Х-образном кресте (отсюда - андреевский крест). По легенде, Андрей принял свой приговор с радостью и сам взошел на место казни; два дня он с креста проповедовал Христово учение горожанам, которые, в конце концов, потребовали снять его с креста. Испугавшись народного бунта, правитель города приказал прекратить казнь, но Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти, и тогда "сияние Божественного света осветило крест, а когда оно исчезло, святой апостол уже предал свою святую душу Господу".

Культ св. Андрея в той или иной степени был известен у всех славян (хотя в большей степени он был развит у западных и южных славян). Андреев день считался праздником, начинающим зимний цикл календаря; в католической традиции это был первый день предрождественского поста, адвента. При этом повсюду с этим днем связы-ва-лось немало различных обрядов, поверий, обычаев и пр., хотя обрядность и была неоднородной: в разных местах в ней могли преобладать либо матримориальные, либо охранительные или другие мотивы.

Например, у южных славян св. Андрей почитался как повелитель медведей , волков и других диких зверей; и потому ко дню его памяти нередко приурочивались обряды, защищаю-щие людей, скот и урожай от диких зверей. В большинстве случаев такие обряды сводились к ритуальному "кормлению" зверя , либо к соблюдению определенных запретов. Так, например, в Сербии и Боснии Андреев день считали одним из "волчьих дней" ("зверовни дан"); гуцулы верили, что в этот день все волки собираются в стаи и ходят за добычей, а разбегаются только на Благовещение. К этому дню завершали все женские ткаческие работы, а гребни составляли зубьями, "чтобы у волков были закрыты челюсти", или водружали их на раскрытые ворота скотного двора и зажигали на них старые рождественские свечи, а затем прогоняли через ворота скот для защиты от волков. Помимо этого, болгары и сербы называли праздник св. Андрея "медвежьим днем" (болг. "Меч-кин-ден", серб. "Мечкин дан", "Мечко-дава") и боялись ходить в это время в лес, считая, что "медведь бродит там с раскрытой пастью и ищет святого Андрея". В этот день хозяйки варили кукурузу (причем оставляли несколько початков целыми), добавляя в котел понемногу зерен бобов и разных злаков, после чего бросали вареные зерна на печную трубу со словами: "Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал сырую (т.е. не разорял кукурузное поле), не ел людей и скотину!". В некоторых областях Сербии вечером накануне Андреева дня хозяйки клали три початка кукурузы на фруктовое дерево, на крышу дома или дрова "на ужин медведю", называя в это время зверя "она" или "тетка"; наутро же надкусанные початки вносили в дом со словами: "Вот медведь приходил и немного поел", а затем каждый из домочадцев получал по нескольку зерен кукурузы для здоровья и удачи. В других местах перед завтраком каждый член семьи бросал зерна кукурузы по всем углам дома со словами: "На, медведь, кукурузу!". В некоторых сербских селах еще готовили специальный хлеб ("мечкина повоjница"), призванный "завязать челюсти медведю", чтобы он не вредил скоту.

Начиная с Андреева дня, у южных славян (сербов, болгар) вступали в силу запреты, действующие вплоть до Нового года или Крещения, на все виды работ, связанных с плетением, прядением и ткачеством, таких, как мотание ниток (чтобы "звери не мотались около загонов"), снование вне дома (ср. сербское название этого периода - "несновица"), работы с шерстью (хотя кое-где, наоборот, предписывалось выпрясть немного шерсти, чтобы овцы "велись"), плетение веревок и корзин, всякое рукоделие (шитье, прядение, плетение, штопка, вязание и пр.) и т.п. Запрещалась также постройка заборов и изгородей, починка или создание новой обуви и пр. Нарушение подобных запретов, по мнению крестьян, грозило нападением зверей: считалось, например, что тех, кто не чтит дня св. Андрея, святой наказывает тем, что насылает на их скот и даже на них самих медведя.

Во многих местах Андреев день был тесно связан с магией плодородия и различными аграрными приметами и обрядами. Например, русские в этот день ходили слушать воду в реках и колодцах, полагая, что тихая вода предвещает хорошую зиму и урожай летом, а шумная - бури, морозы и метели. Болга-ры говорили, что с Андреева дня день начинает увеличиваться "на одно просяное зернышко", и все вокруг "наедрява", т.е. ядренеет, увеличивается, прибавляет в росте. Поэтому, чтобы все посеянное хорошо росло и давало хороший урожай, в Андреев день крестьяне варили и ели различные блюда из зерен, угощали соседей (хотя в Болгарии, наоборот, опасались давать эту еду чужим, чтобы они не отняли плодородие), а остатки еды ссыпали курам, чтобы лучше неслись; пахари же перед ужином бросали вареные зерна вверх в печную трубу, приговаривая: "Пусть так же высоко растет посеянное жито!" Вообще, Андреев день старались отметить как можно лучше, одевались в этот день во все новое и на стол ставили как можно более богатое угощение, полагая, что тогда и весь год будет благополучным .

Во многих местах ко дню святого Андрея приурочивались обрядовые обходы, в общем, схожие с рождественскими и новогодними . Так, например, в восточной Сербии, в Словении и украинских селах восточной Словакии в этот день совершался первый обход полазников : мальчики на заре Андреева дня обходили все дома в селе с пожеланиями, чтобы у хозяев хорошо неслись куры, причем иногда один из таких поздравителей рядился "Андреем" и появлялся в большой шляпе, с мешком за плечами и с палкой в руке. У русинов в Югославии по домам ходили и мальчики, и девочки: мальчики посещали своих родственников, приносили с собой свежие яйца и желали, чтобы было много цыплят и чтобы все живое росло и размножалось; а девочки носили живых кур и, приходя в дом, садились на скамейку и некоторое время сидели неподвижно, изображая наседок. В восточной Словакии обходы домов также совершали девушки: ранним утром в Андреев день они собирались группами и с поздра-вительными песнями обходили все те дома, в которых жили мужчины по имени Андрей; их полагалось одаривать, причем считалось, что чем щедрее будут подарки, тем богаче будут жить хозяева и тем лучше будут нестись у них куры. При этом девушки иногда носили с собой соломенное чучело, именуемое "Андриш-ко", или водили с собой ряженую "Андреем" девушку; посещая дома, они делали вид, что подбирают для него "невесту", а затем разыгрывали шуточную свадьбу.

Возможно, этот обычай устраивать "свадьбу Андрея" был связан с тем, что святой ап. Андрей у западных и восточных славян почитался как олицетворение мужского начала и покровитель брака. По этой причине во многих местах девушки, желающие скорейшего и удачного замужества, соблюдали пост накануне дня Андрея Первозванного и молились этому святому о даровании им хороших женихов. Андреев день издавна считался удачным временем для девичьих гаданий о замужестве , в целом сходных со святочными гаданиями: в ожидании вещего сна девушки ставили под кровать миску с водой (в некоторых местах - с расческой, полагая, что в ней утром окажется волос будущего жениха); подкладывали под подуш-ку щепотку кутьи или зеркало, пояс, мужскую шапку, щепку со двора своего избран-ника и т.п.; выбегали во двор, обхватывали колья забора, наощупь выбирали полено из поленницы (по степени его шероховатости, корявости и т.д. судили о характере будущего мужа) или приносили в дом охапку дров и считали их (парный счет предвещал замужество); кричали в колодец, прислушивались к эху, или трясли забор или дерево и по доносившимся звукам старались угадать будущее; лили в воду воск или олово и по форме застывших кусочков судили о будущем; давали кошке или собаке специально испеченные булочки, кормили курицу четным зерном; подбрасывали в сите или фартуке платки, пояса, ленты и т.д. У чехов и словаков варили галушки или кнедлики, в которые вкладывали записки с именами женихов; кроме того, в Словакии срезали ветки фруктовых деревьев и ставили их в воду, полагая, что если ветка распустится к Рождеству, то это к скорому вступлению в брак. У белорусов и украинцев девушки "сеяли" семена льна или конопли (реже - гречи, пшеницы, гороха и пр.) в доме (под столом или у порога, вокруг кровати и т.д.), либо выскакивали в одной сорочке (а иногда и раздевшись донага) во двор и сыпали зерна вокруг хаты (под окнами или у колодца, возле поленницы, у мусорной или навозной кучи), иногда осыпали зерном скот или "сеяли" семена дороге или перекрестке, под окнами своего избранника или просто парня по имени Андрей, приговаривая при этом: "Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду сбирати" (варианты концовки: "с кем буду спать", "свадьбу играть", "под венцом стоять" и т.п.); разбросанные семена потом нередко "боронили" фартуком или юбкой, мужски-ми штанами, а затем уходили спать, ожидая вещего сна . В Полесье девушки, желая увидеть во сне своего "суженого-ряженого", сеяли лен в горшке, наполненном землею, а затем, прочитав над горшком "Отче наш" девять раз стоя, девять раз на коленях и девять раз сидя, говорили: "Святый Андрею, я на тебе лен сею, дай же мини знати, за ким я буду той лен рвати" и т.п.

Основанием для возникновения подобных обычаев и поверий, связывавших святого Андрея и день его памяти с мотивами брака и молодежными гаданиями о замужестве, послужило, вероятно, само имя апостола - Андрей, которое по толкованию с греческого означает "мужчина, муж". Кроме того, у крестьян была и еще одна причина устраивать именно в это время гадания о судьбе: как и другие подобные праздники "перелома года", Андреев день считался днем особой активности потусторонних сил . Так, например, согласно карпатским верованиям, ночь перед днем св. Андрея - это время особого разгула нечистой силы, когда особенно опасны бывают ведьмы, отбирающие молоко у коров; для защиты от них гуцулы в эту ночь жгли на возвышенных местах "андреевские костры". Вероятно, с той же целью уберечься от нечистой силы, словацкая молодежь в ночь накануне Андреева дня устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь (или все, что было необходимо для гаданий - дрова, посуду, муку и пр.), затыкала соломой трубы, снимала калитки и т.д.; при этом в некоторых местах вместе с подобными бесчинствами совершали еще и такой обряд: молодые люди приходили к домам, где жили парни по имени Андрей, и разбивали о двери старые глиняные горшки.

Помимо гаданий и обрядовых бесчинств, молодые люди на праздник св. Андрея также нередко устраивали разные игры. Например, в селах украинского Полесья к Андрееву дню была приурочена особая игра, называемая "Калита" или "Калиту кусать"; заключалась она в том, что специально для этой цели испеченный корж подвешивали на шнурке к потолку, а играющие по очереди "подъезжали" к нему верхом на кочерге и пытались откусить от висящего коржа кусок без помощи рук. Остальные при этом нередко смешили его; но играющему смеяться запрещалось, а если он нарушал запрет, то ведущий мазал его по лицу сажей или глиной.

© Наталья Шапарова