18+

Праздники: 22 декабря

22 декабря (9 декабря ст.ст.). Анна и Стефан; день зачатия св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, а также день памяти преподобного Стефана Новосиятеля.

Праздник зачатия св. Анны был установлен церковью в память о чудесном рождении девы Марии, матери Иисуса Христа. Согласно преданию, Анна, мать Марии, вышла замуж за Иоакима, но у них долго не было детей, и лишь по прошествии 20 лет, по горячим молитвам супругов, ангел возвестил им о зачатии дочери, которое свершилось в Иерусалиме. В связи с этой легендой, св. Анна повсеместно почиталась в народе как покровительница женщин, и в особенности беременных и рожениц; поэтому беременным женщинам в день зачатия св. Анны запрещалось в течение суток приниматься за какую-либо серьезную работу (особенно связанную с шерстью) и полагалось поститься, а в некоторых селах Болгарии и Сербии - еще и соблюдать ночное бдение до первых петухов.

Как покровительница женщин, св. Анна почиталась у всех славян; но наибольшим почтением пользовалась она в Болгарии, Сербии и Македонии, где день 9/22.XII (Анна зимна, Анино зачатие, Ановден, Аннин день и т.п.) считался одним из главных зимних праздников, переломом зимы и поворотом солнца на лето, и соотносился с днем св. Варфоломея (в католич. традиции отмечаемого 24.VIII) как с переломным моментом лета. В принципе, схожие представления связывались с праздником св. Анны и у восточных славян: так, например, русские крестьяне говорили, что "с праздника зачатия св. Анны зима зачинается", полагая этот день концом осени и началом зимы.

У южных славян ко дню св. Анны, как к переломному дню года, приурочивались обряды, которые должны были магически повлиять на весь последующий год. Например, в зап. Болгарии на Анну ожидали посещения "полазника", ритуального гостя, роль которого исполняли иногда члены семьи, зачастую близкие друзья, а кое-где даже животные: так, в некоторых местах в качестве полазника в дом вводили поросенка. В других местах на св. Анну варили зерна кукурузы и ржи и угощали этим кушаньем друг друга, "чтобы посевы летом росли так же, как прибывает день", а также первый раз сажали наседок на яйца.

Во многих районах Болгарии канун праздника зачатия св. Анны считался особо благоприятным временем для молодежных гаданий, врачевания и магии; кроме того, эта ночь считалась временем особого разгула нечистой силы. Болгары верили, что ведьмы в эту ночь сбрасывают с неба месяц, превращают его в корову и доят, чтобы увеличить надои своих коров, а также отбирают плодородие, насылают порчу и болезни, вызывают раздоры в семьях и т.д. Чтобы защититься от ведьм, крестьяне совершали различные охранительные действия: ловили мух и сжигали их в огне очага, полагая, что тем самым уничтожают ведьму; обходили загоны для скота и, обнаружив там какое-либо животное, прогоняли его и даже калечили, считая, что это ведьма-оборотень подбирается к скоту; разжигали обрядовые костры, сыпали пепел и просо, кричали, звонили в колокола, громко кашляли и т.п., чтобы отпугнуть нечистую силу. Кроме того, в это время нередко избегали ходить в гости, старались не отдавать из дома никаких вещей и т.п.; объяснялось это, с одной стороны, опасностью, угрожающей со стороны нечистых духов , а с другой стороны, опасением, что из дома уйдет благополучие .

У русских праздник зачатия св. Анны отмечали пчеловоды; а кроме того, его часто считали "волчьим днем". Русские крестьяне говорили, что около этого дня волки сходятся, собираются в стаи и становятся особенно опасны; разбегаются же они только после выстре-лов на Крещение.

© Наталья Шапарова