18+

Праздники: 1 января

1 января (19 декабря ст.ст.). Новый год. Вонифатий; день памяти св. мученика Вонифатия

Новый год был одним из самых больших народных праздников, считавшийся перелом-ным моментом, границей между годом прошедшим и годом наступающим. В какой-то степени празднование Нового года растягивалось на весь период святок, хотя сам праздник обставлялся особо и сопровождался множеством самых разных обрядов и поверий. Впрочем, немалая часть этих обычаев перешла к Новому году от Рождества и от Васильева дня (т.к. до принятия григорианского календаря Новый год и Васильев день совпадали).

Новый год у всех славян считался довольно опасным временем. Так, по народному убеж-де-нию, в ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов и разной нечистой силы выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле вплоть до Крещения. Оттого и большинство ритуалов общения с душами умерших и разнообразными сверхъ-естественными существами приходились именно на праздники святочного цикла, преимущественно на Рождество и Новый год.

Очевидно, в связи с присутствием на земле потусторонних существ, новогодняя ночь в народе считалась самым подходящим временем для гаданий. Так, например, во многих местах считалось, что гадания под Рождество и Крещение бывают обычно весьма успеш-ны-ми, но гадание под Новый год является самым верным и действенным. Многие из девичьих и вообще молодежных гаданий совершались именно в это время: парни и девушки прибегали к самым разным способам, чтобы узнать свою судьбу, не смотря даже на то, что гадание обычно считалось делом нечистым, грешным и опасным, поскольку для распознавания будущего, по народному убеждению, необходимо было посредничество духов, нечистой силы, умерших.

Наиболее распространенными и безопасными были гадания при помощи предметов: например, девушки, гадая о судьбе, раскладывали разные предметы (хлеб, зерно, уголь, золу, землю, щепки, монеты, пряжу, кольца, венки, чашки с водой, записки и пр.) и наугад, не глядя, выбирали один из предметов, либо давали выбрать ребенку или животному (курице, собаке и пр.), и потом по символике предмета судили о будущем. Нередко какие-либо предметы (башмаки, серпы, личные вещи) бросали через голову, через забор, на крышу и т.д., а потом по положению упавшей вещи судили о судьбе (например, башмак, упавший носком к порогу, предвещал замужество, а серп, упавший острием к жнецу, - здоровье). Применялись и другие способы гаданий: например, собираясь гадать о судьбе и о браке, парни и девушки собирались под Новый год вместе, приносили из проруби воды (причем принести ее должен был или "первородный" парень, первенец в семье, или "последняя", т.е. младшая в семье, девушка); в эту воду опускали кольца, а затем пели подблюдные песни и гадали. Очень часто гадающие при помощи различных способов старались получить знаки, по которым они могли бы истолковать свою судьбу, причем такими знаками могли служить сновидения; случайно доносящиеся звуки (ср. обычай в Новогоднюю ночь подслушивать под окнами и дверями разговоры; либо истолковывать судьбу по звукам, слышимым на перекрестке, мусорной куче и т.д.); отражения на гладкой поверхности (в зеркале, стакане воды и т.д.); очертания тени, вмятин и пр.; формы, случайно принимаемые разными веществами (ср. гадание по форме вылитого в воду и застывшего воска или олова, а также белка, либо по форме хлеба, рассыпанного зерна и пр.); поведение животных и насекомых (ср. гадание с курицей, которой предлагали на выбор воду, зерно, кольца, угли и пр., следя за тем, что она клюнет); состояние растений (распустившиеся ветки, например, сулили скорое замужество, счастье и пр.); четное или нечетное кол-во объектов, их форма (например, в некоторых местах по гладкой или суковатой поверхности выбранного в темноте полена судили о характере будущего мужа), цвет или размер; выпавший жребий; сохранность или исчезновение оставленных на ночь предметов или пищи и т.д.

Вообще, самыми "верными" в народе считались так называемые "страшные" гадания, при которых гадающие вступали в непосредственный контакт с некими потусторонними силами. На такие гадания решались обычно только самые смелые, так как результатом подобных гаданий могла стать смерть или безумие гадающего: при несоблюдении некоторых обязательных правил нечистые духи могли получить доступ к человеку и украсть его душу, задавить его, свести с ума и т.д. К числу распространенных "страшных" гаданий относились, например, гадания с зеркалами, водой и приглашением "суженого" на ужин. В частности, в русских деревнях девушки гадали так: накрывали в пустой комнате стол, ставили полный прибор (кроме ножа и вилки) и приглашали "суженого" ужинать, полагая, что после этого суженый (вернее, нечис-тый дух в его облике) явится, сядет за стол и ответит на все вопросы. Очень распространенным был и такой способ гадания: гадающие шли в нежилой дом, в баню или овин и там ожидали прикосновения домового духа (прикосновение голой руки сулило бедность и безбрачие, мохнатой - богатство и скорое замужество).

Если молодежные гадания были, по большей части, о браке и семейной жизни, гадания взрослых людей, в большинстве своем, были направлены на то, чтобы узнать, будет ли достаток в семье в наступающем году, хорошим ли будет урожай, большой ли приплод будет у скота и т.д. Первый день нового года представлял собой своего рода рубеж, отделяющий прошлое от грядущего; поэтому этот день считался самой подходящей порой для того, чтобы узнавать будущее и даже пытаться как-то положительно повлиять на него. Разнообразных гаданий, примет и обрядов, связанных с достатком и благополучием семьи и приуроченных как к самому Новому году, так и к его кануну, было известно великое множество.

Наиболее разнообразными были гадания, приметы и обряды, связанные с урожаем. Так, например, в Новый год об урожае судили по количеству инея на деревьях, по тому, было ли небо было звездным (к хорошему урожаю, в том числе на ягоды и грибы), была ли теплой или холодной погода ("в Новый год тепло - будет хорошая рожь") и т.д. При этом многие приметы сливались в народе с гаданиями. Так, например, в некоторых местах в новогоднюю ночь, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всей деревней за достойную подражания благочестивую жизнь, шли к церковной паперти и ставили там снопы ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также клали картофель; утром Нового года эти же старики снова шли в церковную ограду и примечали, на каком из снопов больше инея, полагая, что того хлеба и надо больше всего сеять в новом году.

Гадания и обряды, связанные с урожаем, во многих местах проводились с помощью хлеба - колосьев или зерен, караваев и т.д. Так, например, в некоторых местах хозяева, отстоявши утреннюю обедню, уходили на гумно и там зубами выдергивали из кадушек былинки, веруя, что если выдернется былинка с колосом, полным зерна, то год будет урожайным, а если с тощим колосом - неурожайным. Иногда делали еще так: в канун Нового года пекли отдельный каравай хлеба, взвешивали его и клали на ночь к образам, а утром снова взвешивали, и если замечали, что вес прибавился, то полагали, что наступающий год будет урожайным (в этом случае хлеб ели всей семьей), а если вес убавился - считали, что год выдастся неурожайным (в этом случае каравай отдавали скотине, чтобы она меньше голодала во время бескормицы). Во многих местах с той же целью (опреде-лить, урожайным ли будет год) после заутрени ходили на перекресток, где чертили палкой или пальцем крест на земле, потом припадали к нему ухом и слушали: если послышится, что едут сани с грузом - год будет урожайным, если пустые - будет недород. Для того же, чтобы хлеб в наступающем году уродился хорошо, хозяева в самый день Нового года (или накануне вечером) обсыпали друг друга зерном (обычно овсом или хмелем - символом изобилия) с приговором типа: "Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась" и т.п.; эти зерна засевальщиков тщательно сберегали до весны и ими начинали засевать яровые поля. Иногда делали и так: соседи, родственники и дети в Новый год ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть земли в красный угол и поздравляли хозяев, желая им здоровья и урожая, а хозяева в благодарность щедро угощали "засе-валь-щиков".

Немало новогодних гаданий и обрядов было связано со скотом, здоровье и благопо-лу-чие которого, так же, как и богатый урожай, обуславливало и благополучие хозяев. Так, например, в канун Нового года или в сам праздник скот кормили обрядовым хлебом, чтобы он был здоров; окуривали его различными травами, ладаном и т.д.; поили или сбрызгивали особой (например, освященной) водой и т.д. О том, хорошо ли будет плодиться и доиться скот, судили иногда по полазнику (первому гостю в новом году) или по тому, теплой ли была погода под Новый год, темной ли выдалась ночь и т.д.

В некоторых местах для того, чтобы скот не болел и приносил потомство, совершали такой обряд: в день Нового года рано поутру хозяева со всего прихода съезжались на церковный погост, и при этом каждый хозяин привозил свиные туши, которые жертвовались в пользу причта; свиные же головы кидали в общий котел и варили щи, которые и съедали всем миром. Не пожертвовать в Новый год духовным лицам свинины считалось грехом, так как жертва эта делалась в благодарность за благополучие скота в прошедшем году и с целью умилостивить Бога и предохранить скот от падежа и вообще болезней на весь будущий год. Обычай этот был известен довольно широко, только во многих случаях приурочивался он не к Новому году, а ко дню Василия Великого: так как в древности эти праздники долгое время совпадали, после их разделения многие обряды стали приурочиваться и к 1, и к 14 января. Так, например, во многих селениях центральной полосы России принято было в Васильев день колоть "кесаретских" поросят (Васильев день иначе назывался "Кесаретским" по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), причем такой зажаренный кесаретский поросенок, поданный на стол обязательно в целом виде, неразрезанным, считался как бы общим достоянием: все желающие односельцы могли приходить и есть его, но каждый приходящий должен был принести хоть немного денег и вручить их хозяину; на другой день деньги эти передавались в приходскую церковь и поступали в пользу причта.

С кесаретским поросенком обычно совершался обряд, долженствующий способ-ство-вать плодородию скота: перед едой старший в семье поднимал чашку с поросенком вверх до трех раз и приговаривал: "Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". По окончании же трапезы хозяин обычно вызывал из числа гостей смельчака, который решился бы отнести кости поросенка в свиную закутку; правда, охотников на такое рискованное дело обычно не находилось, так как кости следовало носить по одной, а в закутке в это время, по народному убеждению, пребывает нечистая сила. Так, согласно некоторым поверьям, черти, сидящие в свином закутке, только и ждут, пока кто-нибудь войдет, после чего захлопывают за вошедшим дверь и принимаются бить его по голове принесенными костями, требуя назад съеденного поросенка.

Существовали в народе и разные другие новогодние обычаи, поверья и приметы, не связанные напрямую с урожаем или скотом, но также имеющие отношение к благополучию семьи в наступающем году и основанные на представлении о Новом годе как о переломном времени, способном повлиять на все остальные дни года: "каков Новый год, таков и весь год". Так, например, повсеместно считалось, что в Новый год в семье все должно быть благо-по-лучно (а если с человеком в это время что-нибудь случится, то будет случаться с ним и весь год), в доме должны быть деньги (тогда весь год семья не будет в них нуждаться, если только в самый Новый год этих денег никому не давали взаймы), праздничный стол должен быть как можно более богатым (тогда в наступающем году в доме будет достаток и изобилие еды) и т.д. В первый день нового года обычно старались одеваться как можно наряднее, чтобы быть хорошо одетыми целый год, а девушки даже переодевались по нескольку раз, чтобы в будущем году у них было больше обновок. В первый день года не выполняли никакую тяжелую и грязную работу, чтобы год не прошел в сплошном труде без отдыха; старались также не платить долгов, полагая, что в этом случае придется весь год распла-чи-ваться. Первому покупателю в Новый год торговцы нередко отдавали товар задешево, за малую цену, так как, по народному убеждению, "дорог почин" (и весь год в этом случае будут заключаться удачные сделки).

У русских св. Вонифатий (Бонифатий) был известен как целитель от пьянства, и в Сказа-нии о святых ему полагалась особая молитва об избавлении от винного запоя. Такой благо-датный дар приписывался св. Вонифатию на основании сказания из Четьи-Минеи о том, что сам он первоначально страдал недугом пьянства, "в нечистоте валяшеся и пьяница бяше", но потом, оставив свою страсть, "имене Господня исповедник и страдалец славен показася".

© Наталья Шапарова