18+
|
|
||||||||||
Праздники: 20 января20 января (7 января ст.ст.). Иоанн Креститель; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Этот день в народной традиции был тесно связан с праздником Богоявления и в некоторых местах практически объединялся с ним. Например, в Македонии 7 января ст.ст. называли "Женским Крещением" ("Женски водици") и противопоставляли его "Мужскому Крещению" ("Машки водици", Богоявление - 6/19.I); поэтому на Богоявление основные ритуалы (колядные обходы ряженых, ритуальное купание в крещенской проруби и пр.) совершали мужчины, а в день Иоанна Крестителя - женщины. Как и другие праздники, посвященные Иоанну Крестителю, Собор Иоанна Предтечи считался в народе своеобразной календарной границей, связанной со сменой сезонов, временными запретами и периодами активности некоторых животных и демо-нических существ. Например, этот день, наряду с Крещением, считался одним из переломных моментов зимы; в народе говорили, что "на Иоанна Крестителя предзимье о весне весть подает". У восточных славян 7 января было началом зимнего мясоеда; начиная с этого дня и до масленицы в деревнях засылали сватов и играли свадьбы. Во многих местах праздник Собора Иоанна Крестителя считали окончанием особой активности нечистых духов, пребывающих на земле в течение святок до самого Крещения вклю-чительно. Болгары полагали также, что в этот день оканчивается период разгула волков; схожие представления существовали и в других местах: например, восточные славяне верили, что волчьи стаи разбегаются после выстрелов на Крещение и со дня св. Иоанна Предтечи ходят уже поодиночке. При этом кое-где прекращение святочного разгула нечистых и опасных существ объясняли тем, что их "святой Иоанн Предтеча закрестил". С окончанием святок заканчивались и многочисленные запреты на работу. Дело в том, что соблюдение определенных запретов, по народному убеждению, охраняло людей от различных враждебных существ; а с их уходом и необходимость в защите отпадала. Например, в укранских селах запрещалось от Рождества до дня "Ивана Хрестителя" прясть, ткать, шить шерстяными нитками и т.д. для защиты от волков; а в Далмации начиная со дня св. Даниила (17.XII ст.ст.) и до Иванова дня запрещалось не только заниматься прядением, шитьем и пр., но и резать скот, чтобы волки не трогали домашних животных. В русских деревнях запреты на женские работы в течение святок соблюдали для защиты как от волков, так и нечистой силы, грозы и пр.; при этом в некоторых местах на Иоанна Крестителя кормили скот блинами или хлебом-солью, чтобы он "хорошо водился". В Болгарии в Иванов день совершали различные очистительные обряды - обливались водой, омывали в реке или колодце иконы, сжигали святочный мусор и пр. © Наталья Шапарова |
|||||||||||
|
|